Дианова Е. В.

Культурно-просветительная работа кооперации в годы Первой мировой войны

В первые десятилетия ХХ в. происходило интенсивное развитие кооперативной просветительной работы, что она стала занимать такое важное место, как и работа земства по внешкольному образованию. Культурно-просветительная работа и кооперативное просвещение наряду с торговлей, заготовками и сбытом являлись важной стороной деятельности российской кооперации. На кооперативном съезде в Киеве, состоявшемся в 1913 г., в постановлении «О культурно-просветительной деятельности кооперативов» говорилось о необходимости возможно большего участия кооперации в просвещении и просветительной деятельности, в развитии народного образования. Кооперация должна была сосредоточить свое внимание на кооперативном воспитании населения «в духе солидарности и выработки в нем привычек общественной жизни».

С началом Первой мировой войны кооперативы еще больше развернули культурно-просветительную работу, что было обусловлено рядом причин, в том числе увеличением средств, выделяемых на культуру и просвещение. В связи с продовольственными трудностями во время войны население вступало в потребительные общества, что увеличивало их численность и усиливало экономическую мощь кооперативов, которые часть прибыли тратили на культурно-просветительные мероприятия. От культурно-просветительной работы немало выигрывала и сама кооперация, кооперативное просвещение преследовало цель превратить в настоящих кооператоров, в «истинных и верных сынов кооперации» так называемых «сахарных», «мучных» и им подобных членов, которые пришли в потребительные общества, чтобы преодолеть перебои в продовольственном снабжении. Для формирования кооперативного сознания и ведения всей просветительской работы нужно было еще активнее «приняться за организацию передвижных кооперативных библиотек, читален, открытия регулярных народных чтений с участием местных интеллигентных сил, открытие народных театров, издание хороших популярных книг для народа по вопросам кооперации, сельского хозяйства, экономики, по различным отраслям знания» [2, с. 53].

На развертывание культурно-просветительной деятельности кооперации повлияло введение в 1914 г. «сухого» закона. Последствия запрета продажи спиртных напитков обсуждались на съезде по организации разумных развлечений, который состоялся 7-12 июня 1915 г. в Харькове. Председатель Харьковского Общества грамотности С.А. Раевский, выступая перед делегатами съезда, сказал: «Нужно ли напоминать о том благотворном влиянии, какое оказало запрещение продажи крепких напитков на городское и особенно на сельское население? По официальным и газетным сведениям, идущим с разных мест нашего обширного отечества, удостоверяется, что с прекращением продажи спиртных напитков заметно быстрое уменьшение преступности во всей стране; уменьшилось число пожаров и число самоубийств, ослабело хулиганство, улучшилась семейная жизнь; в сберегательные кассы замечается поразительный приток взносов сравнительно с предшествующими годами» [7, с. 3-4]. В то же время, по мнению С.А. Раевского, «пьянство не есть плод одной народной темноты и недостатка культуры, а нередко является результатом мертвящей деревенской скуки и неумения, помимо выпивки, заполнить досуг во время отдыха, столь необходимого рабочему человеку» при запрещении продажи вина и водки [7, с. 4].

Собравшиеся на съезде общественные деятели, врачи, кооператоры, священники говорили о том, что нужно поднять общий уровень просвещения в стране. Требовалось срочно принять меры для «здорового заполнения досуга населения, чтобы избавить его от царящей в деревне «мертвящей скуки», от которой, по выражению одного крестьянина, «хоть бросайся головой в прорубь» [8, с. 4]. Как сказал на съезде известный педагог С.О. Серополко, война и отрезвление народа «с необыкновенной остротой дали почувствовать русскому обществу неудовлетворенные культурные нужды народа и неотложность их удовлетворения» [8, с. 148].

Кооперативные деятели одобряли запрет продажи спиртных напитков, отмечая, что «деревня отрезвела, и даже безнадежные пропойцы обратились в настоящих людей». С запрещением спиртных напитков на долю кооперации выпала «сложная ответственная и великая задача – помочь деревне перейти к новой культурной, т.е. более просвещенной и более нравственной жизни». Однако «выбравшись, случайно из одной ямы, деревня лезет в другую: не стало водки – начинает появляться в широких размерах картежная игра». Поскольку «за отсутствием культурных условий» деревня не могла «дать крестьянину возможности разумно и с пользой проводить праздничный досуг», взамен пьяного разгула «с тоски и безделья крестьяне увлеклись пагубной игрой в карты». Работники сельских кооперативов видели, что «деревня отрезвилась, но не изменилась, и если ей не придти на помощь теперь же, не дать ей возможности удовлетворить духовные запросы и целесообразно использовать имеющийся досуг – ее снова ждет возврат к старому». Кооперация должна была помочь культурно-просветительной работе в деревне, предоставить возможность «деревенскому населению удовлетворить запросы ума и требования души» [3, с. 5].

В числе «просветительных мер, противопоставляемых кабакам», назывались передвижные санитарно-гигиенические выставки и народные чтения о вреде алкоголя; кооперативным организациям предлагалось устраивать безалкогольные трактиры, столовые, чайные и прочие заведения для полезного времяпрепровождения, взаимного общения, отдыха и развлечения рабочих и крестьян. Безалкогольные трактиры и кооперативные чайные как просветительные учреждения должны были привлекать посетителей общедоступными лекциями, газетами, журналами, небольшой библиотекой. В библиотеках нужно было подобрать книги по истории и о путешествиях, жизнеописания выдающихся людей, произведения мировой и отечественной литературы, по зодчеству, сельскому хозяйству, ремеслам [8, с. 181].

Центром разумных развлечений должен был стать Народный дом как учреждение местной самодеятельности и культурно-просветительной работы. Народные дома создавались с участием земства и кооперации, а за неимением их нужно было обеспечить беспрепятственное пользование зданиями школ. Устройство разумных развлечений для народа рекомендовалось начать с организации систематических чтений с проектором «волшебный фонарь»; устройства библиотек-читален и киосков для продажи газет, книг, журналов. Кооператоры не забывали, что «без широкого народного просвещения кооперативная работа не может быть поставлена на правильную дорогу», поэтому «надо напрячь все силы, чтобы содействовать распространению среди народа полезных для него знаний и сведений. В особенности теперь, когда рассеялся туман «кабашного зелья» [4, с. 7]. В целях облегчения распространения сельскохозяйственных и кооперативных знаний кооперативные союзы Архангельской, Вологодской, Олонецкой и других губерний приобретали кинематографические аппараты с соответствующим набором лент. Кооперация придавала большое значение организации киносеансов «в силу стремления населения к разумным развлечениям и, особенно в последнее время, когда наступило отрезвление деревни» [5, с. 22].

Решения о строительстве Народных домов принимались на общих кооперативных собраниях и съездах. Так, на общем собрании пайщиков Коммерческого отдела Вологодского Общества сельского хозяйства (ВОСХ) 28-29 марта 1915 г., на котором присутствовало свыше 70 представителей кооперативов. Участники собрания высказались за необходимость укрепления трезвости и развертывания широкой культурно-просветительной работы. Общее собрание пайщиков Коммерческого отдела ВОСХ обратилось к земствам Северного края с предложением присоединиться к Ярославскому, Тверскому, Вятскому, Пермскому, Уфимскому, Московскому, Киевскому, Полтавскому и другим земствам России в деле организации Народных домов, «являющихся в данный момент необходимым условием жизни населения страны» [6; 3, 23].

В журнале «Северный хозяин» (Вологда) приводились сведения о строительстве Народных домов в различных губерниях и уездах страны. К примеру, журнал сообщал, что «4 января 1915 г. в селе Орлово Вельского уезда состоялось открытие недавно отстроенного Народного дома. В постройке Народного дома приняли участие кредитное товарищество, потребительное и сельскохозяйственное общества. На торжество по случаю открытия Народного дома были приглашены представители земства, инспекции мелкого кредита и ВОСХ». Народные дома были открыты Семенковским кредитным товариществом и Больше-Ивановскими кооперативами Вологодского уезда. Во время рождественских праздников 1914 г. были организованы спектакли в Говоровском и Стризневском Народных домах, в районе Больше-Ивановских кооперативов, в Мироносицких и Скрябинских кооперативах Грязовецкого уезда были организованы детские елки [3, с. 16]. В Ярославской губернии в губернскую земскую управу поступило 15 ходатайств от сельскохозяйственных обществ и кредитных товариществ о пособиях на устройство Народных домов в разных уездах губернии. Местные ассигнования на строительство Народных домов иногда достигали 15 тыс. руб. [6, с. 19].

В 1915 г. в Костромской губернии к постройке кооперативных Народных домов приступили Кузнецовское общество потребителей и Адищевское кредитное товарищество Костромского уезда, Порздневское общество потребителей Юрьевецкого уезда, Вознесенское сельскохозяйственное общество Варнавинского уезда, Острецовское кредитное товарищество Нерехтинского уезда, Одоевское сельскохозяйственное общество Ветлужского уезда. На постройку Народных домов эти кооперативы получили ссуды из Костромского губернского земства в размере от 500 до 2000 руб. [5, с. 20-21].

Усиление культурно-просветительной работы кооперации вызвало неоднозначное мнение самих кооперативных работников. С одной стороны, слишком быстрый рост просветительной деятельности кооперации вызывал некоторую перегрузку кооператоров практической работой, не связанной с непосредственными задачами кооперации. Другие кооперативные работники задавались вопросом: «Вправе ли вообще кооперация по своей природе поглощать в себя некоторые функции общественного самоуправления? Не следует ли им согласовать деятельность кооперативов с деятельностью земства, размежеваться, установить границы, объемы и принципы деятельности кооперации в однородной с земствами сфере народного образования?» [1, с. 58].

Среди кооперативных работников были и такие, которые увлекшись «широким размахом и широкими перспективами просветительной работы, стали мечтать о всеобъемлющей и даже исключительной роли кооперации в области внешкольного образования» [1, с. 59].

Таким образом, в годы Первой мировой войны наблюдалось развертывание культурно-просветительной работы кооперации, что было связано с притоком новых членов и необходимостью их кооперативного просвещения. С введением «сухого» закона возникла потребность предоставить населению разумные развлечения, что было использовано кооперативными организациями для проведения различных культурных мероприятий.

Литература

1. Иорданский Н.Н. Культурно-просветительная деятельность кооперативных союзов и объединений. – М., 1919.

2. Настольный календарь кооператора-гражданина на 1918 год. – Пг., 1917.

3. Северный хозяин. – 1915. – № 1.

4. Северный хозяин. – 1915. – № 2.

5. Северный хозяин. – 1915. – № 3.

6. Северный хозяин. – 1915. – № 8.

7. Труды созванного Харьковским Обществом грамотности съезда по вопросам организации разумных развлечений. В 2-х т. – Харьков, 1915. – Т.1.

8. Труды созванного Харьковским Обществом грамотности съезда по вопросам организации разумных развлечений. В 2-х т. – Харьков, 1915. – Т.2.

Связанные материалы
Последние материалы