Кузнецова О. Н.

Общественные инициативы в условиях Первой мировой войны и дороговизны

Первая мировая война, помимо непосредственно боевых задач, поставила перед русским государством и обществом новые экономические проблемы. Вопросы ведения хозяйства в период войны помимо неизвестных в мирное время проблем, таких как изменение производства, в связи с войной, трудностей с продовольствием, транспортом и проведением мобилизаций выявили отсутствие исследований и необходимость срочного принятия экономических решений. Это вызвало одновременный всплеск количества работ, посвященных изучению состояния хозяйства в ходе войны, а также общественной инициативы, направленной на скорейшее разрешение актуальных проблем, что дало богатый материал для исследований. Не случайно, П.В. Волобуев, рассматривая формы деятельности научных обществ, особо выделял такую, как организация конкретных научных исследований [1]. С одной стороны общественные организации с привлечением научных и общественных сил стали решать насущные проблемы, которые государство отдало в их ведение. Так, А.С. Туманова пишет о том, что в годы войны государство часть проблем вынуждено было передать в руки общественных организаций, таких как ВЭО и ИРТО, Земские союзы и др. [2]. С другой, это стимулировало работу самих организаций, создавало широкое поле деятельности и придавало общегосударственную значимость их работе. В одной из лучших работ, посвященных народному хозяйству, в связи с войной, проф. А.И. Гриневецкий, как и большинство авторов отмечал: «В нашем прошлом при всех неблагоприятных условиях русской интеллигенцией велась обширная работа, – которая дала России – литературу, науку, школу, земское хозяйство, кооперативное строительство и даже оборону государства в 1915-16гг.» [3].

Инициатива по решению вопросов, поставленных впервые мировой войной в России, наряду с общественностью [4], исходила и от государства, которое в 1915 году создало Военно-Промышленные Комитеты. Один из исследователей этой проблемы М.Ф. Юрий отмечал: «Это была общественная организация с тенденцией превращения ее в часть государственного аппарата. Поскольку она стремилась взять на себя такой сегмент, как заказы военного времени для нужд фронта» [5]. Так, Петроградский окружной военно-промышленный комитет прямо заявлял о том, что многие задачи государственный строй сможет успешно решить, лишь опираясь на общественную работу, в частности, на деятельность уже существующих организаций [6].

Менее известным является освещение роли научных и общественных организаций в решении возникших в связи с войной экономических проблем. Интерес к изучению причин происходивших изменений создал новые направления в решении экономических вопросов. В частности, одной из ключевых проблем стал рост цен на товары первой необходимости – так называемая дороговизна. С началом войны общественные организации признали необходимым исследование влияния войны на русское народное хозяйство. Нужны были специальные структуры, которые помимо определения вектора необходимых исследований, позволили бы выработать конкретные меры для нормального функционирования экономики. Так, для борьбы с ростом цен и недоступностью многих товаров при обществе имени А.И. Чупрова [7] были объединены общественные научные, технические и промышленные организации, которые составили «Комиссию по изучению современной дороговизны». Комиссия была создана 19 марта 1915 года для «систематической фиксации явлений обуславливающих дороговизну», также деятельность комиссии включала в себя научное освещение этих явлений, экспертную деятельность и выработку мер по борьбе с дороговизной. Проявления дороговизны были разнообразны, поэтому одной из задач комиссии стало привлечение к сотрудничеству специалистов из различных отраслей. В состав комиссии входили известные специалисты – Н.И. Астров, А.А. Мануйлов, В.Г. Громан и др. [8]. Комиссия не случайно исследовала такие факторы, как размеры производства важнейших продуктов, их потребление, запасы, транспорт торговля, банковские операции, урожаи и посевные площади, поскольку можно утверждать, что Первая мировая война изменила не только методологию ценообразования, но и экономическую теорию в целом.

Комиссия выпустила свои труды [9], охватывающие все возможные сферы экономики. Всего было издано четыре выпуска. В первом выпуске представлены исследования – Я.М. Букшпана «Мировая дороговизна»; П.П. Маслова «Движение товарных цен и влияние их на распределение национального дохода»; В.Г. Громана «Дороговизна хлебных и кормовых продуктов»; Ф.А. Липкина «Цены на хлеб и корма в первый год войны»; В.Г. Громана «Исследование ценообразующих факторов в год войны» и ряд других. Второй выпуск носил практический характер и был посвящен товарам первой необходимости. В нем были опубликованы: С.Н. Прокопович «Снабжение столичных рынков мясным скотом и мясом»; А.Е. Лосицкий «Цена на мясо в Москве»; А.А. Соколов «Сахар»; А.В. Чаянов «Лен»; А.А. Федотов «Вздорожание тканей»; Л.Б. Кафенгауз «Снабжение страны минеральным топливом во время войны» и др. Третий выпуск касался проблем, связанных с состоянием финансов в годы войны: З.С. Каценеленбаум «Война и русский рубль»; П.П. Гензель и А.А. Соколов «Налоги, введенные во время войны и дороговизна»; И.А. Поплавский «Военно-грузовой налог и его влияние на дороговизну»; А.М. Арцимович «Состояние железнодорожного транспорта во время войны»; С.Н. Прокопович «Запрещения вывоза»; П.П. Гензель «Роль банков и кредита в современной дороговизне» и др. Четвертый выпуск характеризовал положение на различных рынках. Доклады: С.В. Сперанского «Нижегородская ярмарка в 1915г»; А.В. Чаянова «Состояние льняного рынка с марта по ноябрь 1915»; В.П. Милютина «Сельскохозяйственные работы в 1915г»; С.А. Первушина «Прекращение продажи питей, как один из факторов дороговизны»; А.В. Лосицкого «Организация скотопригонного и мясного рынка в Москве»; А.Н. Лаврухина «Потребительная кооперация и дороговизна жизни» и др. во многом впервые наметили новые направления исследований. Борьба с дороговизной, несомненно, беспокоила государство. Комиссия сотрудничала с Особым совещанием по продовольствию, созданным в 1915 году. Затем в 1916 г был создан Особый Комитет для борьбы с дороговизной при МВД [10]. Кроме того, рост цен был общемировой проблемой, война вызвала резкие изменения в мировой экономике [11] и русские общественные силы привлекала возможность экспертной деятельности на благо государства в годы Первой мировой войны в общегосударственном масштабе.

Одной из форм общественной активности в период Первой мировой войны стали съезды и различные совещания по экономическим вопросам. Так, в июле 1915г. московским Союзом городов было организовано совещание по вопросам дороговизны, где прозвучал ряд докладов [12]. Сотрудник Министерства финансов А.Л. Рафалович в докладе на втором Чрезвычайном Всероссийском съезде [13] отмечал, что для разрешения вопроса о дороговизне необходимо устранить причины, которые нарушают функционирование механизма «спрос-предложение», по его мнению, одной из причин дороговизны являлись военные налоги и мобилизационные меры. Действительно, ученые и общественные деятели проделали огромную работу, так профессор К.Г. Воблый писал: «В последнее время стал привлекать внимание вопрос о дороговизне. Когда разразилась война, многие ждали, что это приведет к удешевлению жизни, поскольку Россия вывозила много сырья, с войной экспорт приостановился, естественно было ожидать падения цен на внутреннем рынке. Но жизнь вздорожала и теперь приходится думать о защите интересов потребителя» [14]. В качестве средства для устранения негативных последствий К.Г. Воблый предлагал выяснить имеющиеся запасы продовольствия и точные размеры привоза товаров, что создаст полную статистическую картину для выработки определенного плана борьбы с удорожанием жизни. Министерство внутренних дел начало собирать сведения о предметах первой необходимости, заметим, что собранные материалы, как и сама идея были использованы в дальнейшем в период работы Временного правительства.

Теоретическое освещение вопроса о причинах удорожания жизни было дано в работах В.А. Мукосеева, А.Н. Анцыферова, С.Н. Прокоповича, а также ряде специальных изданий [15]. Так, С.Н. Прокопович, хорошо знакомый со времен работы в комиссии с проблемами экономики периода военного времени, опубликовал известную работу, посвященную влиянию войны на экономику России [16]. Где он рассмотрел положение хозяйства до войны, военные расходы и их последствия для экономики, влияние войны на производство, народный доход, транспорт, кредит и торговлю. В.А. Мукосеев в своей работе исследовал предпосылки увеличения цен; проанализировал повышение цен на сельскохозяйственные продукты и промышленные товары [17]. Выходившие в данный период работы стали способом привлечения внимания к решению экономических задач и изменений в правовом пространстве с учетом реалий военного времени.

Таким образом, Первая мировая война не только поставила перед страной ряд новых задач, но и привлекла исследовательские силы к их решению. Роль общественности в решении возникших в связи с войной экономических проблем и, в частности, дороговизны, проявилась в создании специальных организаций, широком отклике в ходе съездов и совещаний, а также фундаментальном анализе и разработке идей, ряд из которых были воплощены на практике. При выработке необходимых мер правительство порой вынужденно привлекало научные и общественные силы. Произошедшие изменения государственного механизма в связи с тяготами войны требовали анализа и поиска адекватных мер для стабилизации и улучшения состояния экономики именно поэтому самодержавие, которое в мирное время не приветствовало рост общественной инициативы, в условиях войны, а впоследствии и революции подчинилось необходимости и предоставило разрешение ряда вопросов экспертной деятельности общественных и научных организаций. Это был уникальный шанс расширения общественной инициативы и усиления влияния общественности на экономическую политику государства. Общественные и научные организации, а также отдельные исследователи получили возможность влиять на происходившие в экономической политике процессы, что способствовало росту их авторитета, а впоследствии обеспечило преемственность в деятельности власти в период Февральской революции, в работе Временного правительства, куда, как известно помимо политиков, предпринимателей вошли и русские научные и общественные деятели.

Литература

1. Волобуев П.В. Неопубликованные работы. Воспоминания. Статьи. – М., 2000. С.134

2. Туманова А.С. Научные общества России в годы Первой мировой войны: усилия по созданию «домашнего фронта». – М., 2000.

3. Гриневецкий В.И. Послевоенные перспективы русской промышленности. – М., 1919.

4. Научные общества и съезды в конце 19в. (фрагмент рукописи о развитии науки в дореволюционной России. Б/д); Шевырин В.М. Власть и общественные организации в России (1914 – 1917). – М.,2003; Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII – начале XX в.: [сборник статей / редкол.: Туманова А.С. и др.]. – М., 2011.

5. Юрий М.Ф. Центральный Военно-промышленный комитет: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. – М., 1981.

6. РГИА (Российский государственный исторический архив) – Ф. 45. Оп.1. Д. 93

7. Общество имени А.И. Чупрова возникло в 1911 году при Московском университете.

8. Общество имени А.И. Чупрова. Комиссия по изучению современной дороговизны // Агрономический журнал. – Харьков, 1915. Кн.5.

9. Труды комиссии по изучению современной дороговизны. Вып.1–4. – М.,1915

10. ГАРФ. – Ф.6831. Д. 41. Л.67

11. Букшпан Я. М. Мировая дороговизна. – Пг., 1915.

12. См. доклады: Н.А. Свавицкого «Таксировка продуктов первой необходимости», В.Г. Михайловского «Реквизиция продуктов»; В. Г. Громана «Учет производства, запасов, обмена и транспорта продуктов первой необходимости», а также доклады П.П. Юренева, А.Н. Фролова, А.М. Арцимовича; С.Н. Прокоповича и др. / Труды совещания по экономическим вопросам, связанным с дороговизной и снабжением армии. – М., 1915.

13. Рафалович А.Л. О дороговизне. Материалы к вопросу №4 программы второго Чрезвычайного Всероссийского съезда. – М., 1916.

14. Воблый К.Г. К вопросу о причинах современной дороговизны. – Киев, 1915.

15. Новые идеи в экономике. Непериодическое издание, выходящее под ред. Проф. М.И. Туган-Барановского. – СПб.,1914; Вопросы мировой войны. Сб.ст. – Пг.,1915.

16. Прокопович С.Н. Война и народное хозяйство. – М.,1918.

17. Мукосеев В.А. Повышение товарных цен. К изучению основных тенденций в развитии современного мирового хозяйства. – СПб.,1914.

Популярно в социальных сетях

 

 

Последние материалы
Последние изображения
  • denis-manturov-my-vpervye-operedili-ssha-s-tochki-zreniya-proizvoditelnosti-truda-small.jpg
  • IMG_2817.jpg
  • IMG_2694.jpg
  • passazhirskij-katamaran-iz-ugleplastika-stroyat-v-peterburge-small.jpg
  • IMG_2751.jpg
  • rossiya-i-izrail-budut-rasshiryat-sotrudnichestvo-v-oblasti-ispolzovaniya-gazomotornogo-topliva-small.jpg
  • mars-otzyvaet-shokoladnuyu-produkciyu-v-55-i-stranah-iz-za-obnaruzhennogo-v-nih-plastika-small.jpg
  • utverzhdeny-pervoocherednye-informacionno-tekhnicheskie-spravochniki-po-nailuchshim-dostupnym-tekhnologiyam-small.jpg
  • chleny-amerikanskoj-torgovoj-palaty-protiv-vvedeniya-zakona-o-lokalizacii-personalnyh-dannyh-grazhdan-rossii-small.jpg
  • minpromtorg-rossii-opredelil-usloviya-polucheniya-gosudarstvennoj-podderzhki-industrialnymi-parkami-small.jpg
  • po-zakazu-minpromtorga-sozdan-portal-podderzhki-inzhiniringovoj-deyatelnosti-small.jpg
  • eksport-produktsii-rossijskogo-mashinostroeniya-prodolzhaet-uverennyj-rost.jpg
  • U.S.-Chamber-of-Commerce-2.jpg
  • v-rossijskoj-arktike-sokhranyaetsya-dinamika-vvoda-v-ekspluatatsiyu-neftegazovykh-mestorozhdenij.jpg
  • v-sankt-peterburge-vybrali-luchshie-tovary-i-uslugi.jpg