Москвитина О. А.

Русские психологи во время Первой мировой войны

Известие о начале Первой мировой войны не могло оставить равнодушной русскую интеллигенцию и её интеллектуальную элиту – учёных.

«Вторая Отечественная война» получила глубокий отзвук в исторической судьбе ученого сословия царской России, резко повысив его общественный статус. Из научно-просвещающего центра она превратилась в важную часть оборонного потенциала Российской Империи» [3].

По своим масштабам и последствиям Первая мировая война не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. Эта война поставила под угрозу существование государства и общества, объединила большинство граждан, и заставила на время забыть распри и вражду. Для людей того времени она стала отечественной: «вторая Отечественная война», «Великая война» – так называли её до октябрьских событий 1917 года.

С социально-психологической точки зрения, технологическая оснащенность войны произвела неимоверный эффект на людей, участников военных действий и гражданское население. Человек ощутил себя уязвимым перед армадой военной техники и на суше, и в воздухе, и на воде. Во время боевых действий применялась бомбардировка авиацией фугасными, осколочными, зажигательными бомбами, на суше люди гибли под гусеницами танков. Но одним из самых страшных изобретений, примененных во время Первой мировой войны, стало использование отравляющих веществ массового поражения. До миллиона человек было отравлено и убито газом.

Русская интеллигенция встретила известие о войне с патриотическим подъемом; в своём большинстве приняла «Священное единство Государя с народом». Временно были забыты политические и идейные противоречия и разногласия. Угроза, исходящая от общего врага, послужила укреплению духа и сплочению учёных, принявших решение «Война до победного конца», исключая т.н. «пораженцев», приветствовавших революцию и проигрыш в войне.

Масштабность и изощренность военной машины потрясала воображение просвещенной России. Академические круги однозначно признала виновной в начале войны Германию. Противостояние «Мы – Они» обрело массовый идеологический характер. Подавляющее большинство интеллектуалов, «людей духа» было втянуто в так называемую «мобилизацию интеллекта». Значительная часть отечественной интеллигенции сыграла заметную роль в развернувшейся пропаганде. Своим научным авторитетом она старалась мобилизовать нацию на борьбу [5]. Война рассматривалась как время утверждения еще ранее провозглашенных и потенциально всеохватывающих идеалов и ценностей обеспечения лояльности своему правительству или народу [6].

Помощь и поддержка со стороны профессуры и преподавателей велась по двум основным направлениям: во-первых, велись разработки военной направленности в сфере технического оснащения фронта, медицинских разработок, энергетического и транспортного обеспечения; во-вторых, идеологическая и пропагандистская работа. Также ученые принимали активное участие в различных благотворительных общественных проектах.

Представители психологической науки не остались в стороне от всеобщего дела помощи Отечеству в победе над врагом в Великой войне.

К началу войны психология в России осуществляла своё становление и укрепление позиций среди других наук. «К началу ХХ в. русская психология превратилась в разветвлённую область научного знания, как прикладного, так и теоретического характера. Продолжая традиции русской мысли, она достигла в своём развитии уровня, соответствующего мировой науке. В то же время сосуществование в русской психологии различных теоретических подходов... было свидетельством раскола отечественной психологии, её кризиса» [8, с. 12].

Психологическая наука активно развивалась в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Киеве и представлена Московским психологическим обществом Московского университета, Санкт-Петербургским философским обществом, Обществом врачей и Обществом невропатологов и психиатров при Варшавском, Казанском, Московском, Санкт-Петербургском и др. университетах, собранием врачей Санкт-Петербургской клиники душевных и нервных болезней и Московской психиатрической клиники и др. [7].

В широком профессиональном сообществе возник значительный интерес к психологическим знаниям, психологической культуре. Представители разных специальностей: философы, историки, филологи, и врачи-психиатры, невропатологи, учёные-физиологи, педагоги, музыканты, военные, работники промышленной сферы, меценаты были заинтересованы наукой «психологией».

Московское психологическое общество при Императорском Университете включало в свой состав представителей таких разных специальностей как В.С.Соловьёв, С.С.Корсаков, Г.И.Россолимо, Л.Н.Толстой, В.И.Немирович-Данченко, А.Н.Скрябин, В.И.Вернадский и многих других.

Первая мировая война отразилась и на деятельности, и на жизни многих из них. К сожалению, найти достоверный ответ на вопрос о том, каким-образом известные психологи приняли участие в событиях, связанных с этой войной, сейчас не представляется возможным. Но о судьбе некоторых из них можно говорить с определённой точностью.

Будущий всемирно признанный учёный-психолог, директор НИИ психологии АПН СССР Анатолий Александрович Смирнов сразу после окончания университета в 1916 году был призван на военную службу, прослужил немногим больше года в кавалерии, был демобилизован в 1918 году в связи с прекращением существования Царской Армии. Другой выдающийся психолог, заведующий лабораторией НИИ психологии АПН СССР, Борис Михайлович Теплов в 1916 году был призван в армию. По окончании школы прапорщиков получил назначение в пехотный полк Западного фронта, участвовал в боевых действиях.

Академик Владимир Михайлович Бехтерев в период Первой мировой войны способствовал переоборудованию созданного им Психоневрологического института в Военный госпиталь, в котором функционировало первоклассное нейрохирургическое отделение. Выступал неоднократно по поводу происходящих событий. В своей речи «Моральные итоги Великой мировой войны» на торжественном актовом заседании «Психоневрологического института 2 февраля 1915 года (впоследствии дополненной для публичной лекции) посреди прочего сказал, что «Но как революция в известных условиях наступает неизбежно, как бы роковым образом, так и война при определенных международных взаимоотношениях столь же неизбежна» [1].

Академик, лауреат Нобелевской премии в области медицины физиологии Иван Петрович Павлов, несмотря на то, что считал войну «Звериным способом решения жизненных трудностей», касательно Первой мировой войны говорил, что войну с Германией нужно продолжать «до победного конца». Военная кампания находилась под его пристальным вниманием, жёсткой критике подвергалось бездарное командование и её главнокомандующий – Николай II. Его жесткую позицию в отношении исхода войны характеризует факт того, что он отдалился от своих коллег членов кадетской партии (к которой он не принадлежал, но разделял основные партийные положения), узнав об их пораженческих настроениях.

Известный психолог Михаил Яковлевич Басов, будучи студентом, активно принимал участие в экспериментальных работах в рамках исследований под руководством В.М.Бехтерева и А.Ф. Лазурского результаты его изысканий были опубликованы в «Вестнике психологии»; выступает на II Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (1914) вместо А.Ф. Лазурского. Но он прервал свои научные изыскания и на протяжении двух лет служил в регулярной армии рядовым пехоты.

Всемирно известный врач-невропатолог, дефектолог, организатор Института детской психологии и неврологии Россолимо Григорий Иванович в мае 1915 года откликнулся на заявление, сделанное в начале войны немецким генералом Пауль фон Гинденбургом о том, что в войне «победит тот, у кого нервы крепче» статьей в «Русских ведомостях». Он озаглавил её «О крепких нервах и о победе» и указывал на то, что время, прошедшее с начала войны, не засвидетельствовало слабость нервов в войсках, напротив – в германских войсках он видел увеличение числа душевнобольных по сравнению с мирным временем.

Кони Анатолий Федорович, будучи широко известным юристом, специалистом, уделявшим существенное внимание вопросам психологии в судебных и следственных вопросах, в годы Первой мировой войны возглавил несколько комитетов Государственного совета; принимал деятельное участие в работе различных комиссий: о денежных средствах, об организации помощи беженцам и т.д.; под его руководством заседал попечительный комитет судебного ведомства, созданного для защиты жертв войны, прилагал усилия для оказания помощи лицам, которые стали инвалидами во время войны.

Иван Алексеевич Сикорский, доктор медицины, профессор Университета им. Св. Владимира. С его именем связано развитие отрасли естествознания – «антропологической психологии». И.А. Сикорский был человеком высоких гражданских принципов. В начале войны в Киеве он издал брошюру «Современная всесветная война 1914 года. Причины войны и устранение их». Книга имела подзаголовок на титульном листе: «Сбор от продажи в пользу семейств раненых». В работе он объяснял причины возникновения военных конфликтов извечными различиями в психической организации народов и рас.

Григорий Яковлевич Трошин – невропатолог, психиатр, психолог и педагог. Являлся последователем К.Д.Ушинского. Создал школу-лечебницу для аномальных детей в Петербурге, преподавал в Казанском университете. В годы войны служил в военном госпитале в Петрограде. По материалам текущей войны создал серию статей, посвященных травматическому неврозу.

Пётр Петрович Тутышкин – психиатр, психолог и педагог. Автор статей по психиатрии, психоанализу, педологии, медицине, естествознанию. В 1914 году организовал курсы сестёр милосердия. В 1916 году написал брошюру «Духовная оборона личности и Родины», в которой с психоаналитических позиций уделил внимание духовности личности.

Владимир Федорович Чиж – врач-психиатр, физиолог, психолог. Во время войны до мая 1917 года находился на фронте в качестве врача.

Русские психологи по-разному проявляли себя во время Первой мировой войны. Установленные факты позволяют говорить, что часть из них приняли личное участие в военных действиях в качестве военнослужащих; другие – по основной специальности – врачебной. В тылу была развёрнута помощь по организации помощи жертвам войны. В качестве научного осмысления были затронуты причины, движущие силы войны, её и смыслы, и предназначение.

Собственно военных разработок в прикладной психологии сделано не было. Психология в России находилась в процессе становления. Но опыт, полученный в этот период, был с успехом реализован во время Великой Отечественной войны.

Литература

1. Дмитриев А. Мобилизация интеллекта: Международное научное сообщество и Первая мировая война //Интеллигенция в истории: Образованный человек в социальных представлениях и действительности. – М.: ИВИ РАН, 2001.

2. Иванов А.Е. Российское «ученое сословие» в годы «Второй отечественной войны» (Очерк гражданской психологии и патриотической деятельности) //Вопросы естествознания и техники. – №2. – 1999 [Электронный ресурс] – URL: http://vivovoco.astronet.ru/vv/papers/history/

sciwar.htm (дата обращения 01.11.2014).

3. Кожевников А.Б. Первая мировая война, гражданская война и изобретение большой науки [Электронный ресурс] – URL:http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ps/87-111.pdf (дата обращения 02.11.2014).

4. Кострикова Е.Г. Внешняя политика в общественном мнении России накануне Первой мировой войны: 1908 - 1914 гг.: диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02 /Кострикова Елена Гавриловна; [Место защиты: Ин-т рос. истории РАН].

5. Мобилизация интеллекта: Первая мировая война и международное научное сообщество / Интеллигенция в истории: Образованный человек в социальных представлениях и действительности. – М.: ИВИ РАН, 2001. [Электронный ресурс] – URL: https://august-1914.over.ru/dmitriev.pdf (дата обращения 27.10.2014).

6. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.

7. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан. – Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 1279 с.

8. Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны: политика и поэтика. Исследования и материалы. – М.: ИМЛИ РАН, 2013. [Электронный ресурс] – URL: http://ruslitwwi.ru/files/attachment/2254.pdf (дата обращения 30.10.2014).

Связанные материалы
Последние материалы