Ледовских Е. А.

К вопросу о служении Русской Православной Церкви в годы Первой мировой войны

Первая мировая война – одно из ключевых событий в истории России начала ХХ в., оказавшее огромное влияние на внутреннюю жизнь страны. Русская Православная Церковь как мощная политическая и идеологическая сила империи с первых дней войны стала задействовать материальные и духовные ресурсы для поддержания фронта. Открыто выражая сочувствие воинам, духовенство, приходы, монастыри щедро жертвовали на нужды армии и флота, участвовали в организации госпиталей, а также старались всячески помочь семьям раненых и погибших. Многие священники были отправлены на фронт, став непосредственными участниками военных событий, они выполняли свой долг, поддерживали и укрепляли мужество своих духовных чад, сражавшихся за родину. Первая мировая война «явила великое множество духовных и ратных подвигов военных пастырей» [1, с. 270].

Военное духовенство как социальный институт возникло на стыке двух важнейших государственных структур: церкви и армии, и подчинялось церковным законам, находясь в непростых условиях армейской и флотской жизни. Главными направлениями деятельности военного духовенства во все времена были пастырская и духовно-просветительская работа.

К началу XX в. в Российской империи существовала специальная служба, которая организовывала и координировала деятельность священнослужителей при воинских соединениях – Ведомство Протопресвитера армии и флота. Протопресвитер избирался высшим органом управления Русской Православной Церкви и утверждался императором.

Военные священники состояли при подвижных церквях в войсковых частях, а также при неподвижных соборах и храмах, их контролировал дивизионный благочинный, который назначался протопресвитером из полковых священников и приравнивался по статусу к чину подполковника. Институт дивизионных благочинных был промежуточной ступенью между полковыми священниками и протопресвитером военного и морского духовенства.

В период военных действий духовенство сопровождало свои части в походах, совершая богослужения в особых палатах, представлявших собой передвижные храмы со всей необходимой церковной утварью. В обязанности военного пастыря входило: совершать богослужения и таинства в воскресные и праздничные дни, заботиться о морально-нравственном облике военнослужащих, утешать больных и раненых, погребать усопших. Полковым священникам также приходилось помогать медицинскому персоналу на перевязочных пунктах, заведовать выносом с поля боя убитых и раненых; извещать родных о смерти воинов. «В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, – писал В. Котков, – где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала» [2, с. 75].

Последним протопресвитером в истории Российской армии суждено было стать Георгию Ивановичу Шавельскому, выпускнику Санкт-Петербургской Духовной академии и участнику Русско-японской войны. За боевые заслуги Шавельский был награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени и св. Владимира 4-й степени с мечами, а также золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте. Во время Первой мировой войны он находился непосредственно в Ставке главнокомандующего, а также имел право личного присутствия на Военном совете и право личного доклада императору.

Незадолго до начала войны в Петербурге прошел первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства, на котором был учтен опыт взаимодействия Церкви и армии в предыдущих войнах, и в первую очередь, опыт Русско-японской войны (1904–1905 гг.). «На великую войну уже наши священники отправились со строго разработанной инструкцией, – отмечал протоиерей Георгий (Поляков) в работе «Военное духовенство России». Инструкция эта не была кабинетным произведением – она вылилась из опыта и пристальных наблюдений за всеми возможностями, какие представляются для работы священника на поле брани» [3, с. 281].

Оценивая работу священства в этот период, о. Георгий (Шавельский) писал: «военное духовенство впервые трудилось дружно, согласно, по самой широкой программе» [4, с. 284].

Одновременно духовенством во всех епархиях империи была развернута большая благотворительная работа. В монастырях и приходах установлены кружечные сборы, подготовлены помещения для раненых, большое внимание уделялось семьям мобилизованных.

На фронтах Первой мировой побывали тысячи военных пастырей, многие из которых по собственной инициативе находились на передовых линиях. «За отличие в боях были награждены 639 священнослужителей, из них: 4 – орденами св. Георгия Победоносца 4-й степени; 1 – панагией на Георгиевской ленте; 100 – золотыми наперстными крестами на Георгиевской ленте; 2 – орденами св. Анны 1-й степени с мечами; 170 – орденами св. Анны 2-й степени с мечами; 193 – орденами св. Анны 3-й степени с мечами и 150 – орденами св. Владимира 4-й степени с мечами. Кроме того, пожалованы мечами к уже имеющимся орденам 20 священнослужителей» [5].

Некоторые военные пастыри оказались в плену, где, в силу воспитания и убеждения, продолжали выполнять свой священнический долг, разделяя со своими духовными чадами все трудности лагерной жизни.

Списки священнослужителей, пострадавших в годы войны, публиковались в «Вестнике военного и морского духовенства». Согласно этим спискам, в Первую мировую войну, начиная с 1914 г. по октябрь 1917 г., было убито 25 священников; от ран и болезней умерло 54 священника, несмертельные раны получили 80 священнослужителей. Через немецко-австрийский плен прошло 76 военных священников. На самом деле, пострадавших было больше – во-первых, не все ранения фиксировались, во-вторых, немало священников умерло от ран по возвращении домой [6].

В 1917 г. военное духовенство, как и вся Русская Православная Церковь, испытало на себе все тяготы гонений. Первые государственные мероприятия в отношении военных священников начались сразу после февральских событий. И хотя Временное правительство и продолжало содержать военных священников оно не смогло в полной мере защитить их. Именно в этот период учащаются случаи неуважительного отношения к духовенству со стороны солдат, а также изгнание их из армии. Так «одним из оснований для изгнания из госпиталя военного священника, протоиерея Иоанна Юхновского, было то, что он сделал замечание солдату, который не снял шапку, когда мимо него пастырь нес святые дары для причащения больного. Солдаты заявили: «Теперь свобода, и мы имеем право креститься или нет, снять шапку или не снимать»; а пастыря обвинили в «крепостническом» обращении с нижними чинами» [7].

По свидетельству протопресвитера Георгия Шавельского, многие священнослужители в 1917–1918 гг. были вынуждены сбривать бороды, переодеваться в солдатскую форму и в таком виде бежать с фронта от неминуемой расправы [8].

В 1918 г. приказом Наркомата по военным делам институт военного духовенства в армии ликвидировался. Но, несмотря на то, что новая власть не нуждалась в военных пастырях, некоторые священнослужители находились в воинских частях до окончания войны, затем они перешли на приходское служение.

Таким образом, военное духовенство в начале прошлого столетия являлось важнейшей составляющей государственной и церковной структуры. Священнослужители армии и флота были ближайшими помощниками командиров в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания воинов. Несмотря на свое непростое положение в российской армии, военные пастыри скромно и незаметно делали дело, к которому они были призваны – дело воспитания русского воина в духе веры, самопожертвования и любви к своему Отечеству. На поле брани безропотно переносили тяготы походной жизни, напутствовали раненых и умирающих под неприятельским огнем, терпели раны, являя собой образец храбрости и мужества. Эти примеры самоотверженности духовенства показали, что оно, как ведущая общественная сила, продолжало служить людям с прежним усердием, несмотря на то, что само общество находилось в преддверии революции.

Литература

1. Протоиерей Георгий (Поляков). Военное духовенство России. – М.: ТИИЦ, 2002. – 536 с.

2. Котков В. Полковой священник – главный организатор духовного, нравственного и патриотического воспитания военнослужащих русской армии // Журнал московской патриархии (ЖМП). – 1999. – № 8. – С. 70– 80.

3. Протоиерей Георгий (Поляков). Указ.соч.

4. Там же.

5. Боярский И. Cлужение военного духовенства в годы Первой Мировой Войны. – [Электронный ресурс]. – URL: https://zaistinu.ucoz.ru/news/2009-04-21-629.

6. Кострюков А. Подвиг русского военного духовенства в годы Первой мировой войны. – [Электронный ресурс]. – URL: https://zaistinu.ucoz.ru/news/2009-04-21-629.

7. Кострюков А. Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravoslavie.ru/put/44668.htm.

8. Там же.

9. Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства ХIХ – начала ХХ веков. Справочные материалы. – М.: Информационный центр «Летопись», 2008. –. 752 c.

Связанные материалы
Последние материалы