Алексеев Т. В.

Особое совещание по обороне государства и военно-экономическая мобилизация в России в годы Первой мировой войны

Первая мировая война во многих отношениях явилась уникальным явлением в истории человечества, оставившем неизгладимый след в судьбах народов и целых континентов. Она буквально с первых дней после своего начала опрокинула расчеты и прогнозы военных теоретиков, авторов концепций будущей войны, генералов, планировавших военные действия, политиков, готовивших свои страны к противостоянию с будущими противниками. Вот что писал по этому поводу позднее один из отечественных исследователей: «Опыт великой войны показывает, что государства, принявшие в ней участие, вступили в нее в промышленном отношении неподготовленными, причем большинство из них не отдавали себе отчета в размахе событий и в размерах необходимых жертв до тех пор, пока действительность не заставила считаться с ней» [1].

Вот, например, как французский автор характеризует доктрину армии своей страны: «Война будет исключительно короткой. Во все время военных действий все коммерческие перевозки будут прекращены. Все будет ограничено местными сделками, за исключением снабжения продовольствием, организованного государством. Можно будет рассчитывать только на запасы, созданные в мирное время. Армия будет жить на свои запасы» [2].

И далее он продолжает: «Наши рассуждения были весьма просты: «судьба войны будет решена в течение одного, самое большое двух месяцев после начала военных действий. Зачем при этих условиях создавать организацию, результаты которой скажутся слишком поздно? Лучше не отрывать ни одного солдата из рядов, лишь бы располагать максимальной численностью на поле сражения» [3].

Господство идеи о скоротечном характере войны привело к тому, что военно-политическое руководство России предполагало осуществлять снабжение армий в военный период путем:

- постепенного использования мобилизационных запасов вооружения, снаряжения и т.п., накопленных в мирное время;

- расширения казенных военных заводов;

- привлечение к работе на войну немногочисленных частных фирм, уже выполняющих военные заказы;

- импортных поставок.

При этом совершенно не рассматривалась возможность использования всего потенциала национальной экономики, прежде всего ее частного сектора. Начальник хозяйственного отдела Главного артиллерийского управления (ГАУ) генерал-лейтенант Е.К. Смысловский в показаниях Верховной следственной комиссии, созданной по приказу императора Николая II для выяснения вопроса о неподготовленности России к «большой войне», отмечал: «Только уже во время войны и нам, и нашим союзникам пришлось лицом к лицу считаться с другими принципами снабжения армии: война ведется на те материальные средства, которые могут быть предоставлен внутренними производительными силами своей страны. Ошибочные основания принципов и послужили главным источником неудовлетворительного снабжения…» [4].

Таким образом, Первая мировая война в отличие от всех предыдущих вооруженных противостояний поставила вопрос о привлечении к производству предметов обеспечения армии не отдельных предприятий или групп предприятий, а всего народного хозяйства страны. На повестку дня встал вопрос о военно-экономической мобилизации.

Политические и социально-экономические институты мирного времени оказались неготовыми к решению столь сложных и масштабных задач. Потребовалось создание специальных экстраординарных органов по мобилизации и регулированию народно-хозяйственного комплекса страны.

Формирование таких органов в России началось в самом начале 1915 г., весной-летом того же года этот процесс ускорился, когда в ходе наступления германских и австро-венгерских войск русская армия столкнулась с катастрофической нехваткой практически всех предметов вооружения, военно-технического и материального снабжения.

Первой попыткой создания подобного органа стало учреждение в январе 1915 г. Особой распорядительной комиссии по артиллерийской части во главе с генерал-инспектором артиллерии великим князем Сергеем Михайловичем. Благодаря авторитету своего председателя и энергии членов комиссии удалось добиться к маю 1915 г. некоторого роста производства важнейших предметов боевого снабжения армии. Однако это не смогло предотвратить кризиса вооружения, ставшего основной причиной «Великого отступления» русской армии весной-летом 1915 г.

Положение Особой распорядительной комиссии достаточно объективно оценил бывший министр торговли и промышленности С.И. Тимашев в своей памятной записке: «… сношения второстепенных чинов военного ведомства с отдельными заводчиками не разрешат задачи в намеченном объеме…». По его мнению, «необходимо образование высоко-авторитетного учреждения, которое быстро обсуждало бы возникающие вопросы и принимало безотлагательные меры к их разрешению» [5].

С разрешения императора Николая II и на основании телеграммы Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича от 13 мая 1915 г. было учреждено Особое совещание для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения во главе с военным министром.

Круг задач этого органа был обрисован следующим образом: «Для успешного развития поставки снарядов, орудий, патронов и ружей вам предоставляется право привлечения к работе всех частных заводов до реквизиции их запасов и станков включительно, право испрошения и незамедлительного открытия кредитов и, в случае признания совещанием необходимости, отпуска безвозвратных ссуд на оборудование новых мастерских и заводов…» [6]. Тем самым давался старт военно-экономической мобилизации всей промышленности России.

Согласно утвержденного 7 июня 1915 г. положения председатель Особого совещания получил широкие полномочия по привлечению к выполнению военных заказов предприятий всех форм собственности, финансированию их деятельности в интересах снабжения армии, применению секвестра и реквизиций, контролю за ходом выполнения военных заказов и проч. [7] Решения военного министра «по вопросам, составляющим предмет ведения Совещания, сообщаются подлежащим военным и гражданским властям для безотлагательного исполнения» [8].

После реорганизации по закону от 17 августа 1915 г. совещание стало именоваться – Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (Особое совещание по обороне). Его полномочия по регулирующему воздействию на различные стороны военно-хозяйственного комплекса страны были существенно расширены.

Основными задачами Особого совещания по обороне были определены:

- «высший надзор» за деятельностью предприятий всех форм собственности, выполняющих военные заказы;

- содействие строительству новых заводов, «а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существующих»;

- распределение заказов между русскими и иностранными заводами;

- контроль за ходом выполнения заказов [9].

Исходя из этих задач можно выделить следующие направления деятельности Особого совещания:

- планирование заготовительной деятельности довольствующих управлений военного ведомства;

-создание условий для перевода промышленных предприятий на производство продукции военного назначения;

- организация контроля за деятельностью предприятий и ходом выполнения заготовительных планов ведомств;

- содействие развитию новых отраслей промышленности, строительству новых предприятий;

- обеспечение народного хозяйства рабочей силой;

- вопросы работы транспорта и доставки военных грузов из-за границы;

- содействие эвакуации промышленных предприятий;

- реквизиции и секвестр;

- организация снабжения промышленности металлами;

- организация заграничного снабжения;

- содействие заготовительной деятельности довольствующих управлений военного ведомства;

- использование потенциала средней и мелкой промышленности в интересах обороны путем взаимодействия с общественными организациями.

Масштабы заготовительной деятельности довольствующих управлений Военного министерства, гигантские размеры финансовых средств, требующиеся для этого, заставили Особое совещание по обороне заняться планированием этой деятельности.

Планирование заказов осуществлялось на основании расчетов довольствующих управлений – артиллерийского, военно-технического, интендантского и военно-санитарного. Исходными данными таких расчетов становились: существовавшие нормы снабжения предметами довольствия и количество расчетных единиц (подразделений, частей, соединений), количество планировавшихся новых формирований тех или иных родов войск, ежемесячная убыль предметов довольствия по опыту боевых действий, типы заказываемых предметов снабжения, мощности отечественных предприятий по производству данного вида продукции. Кроме того, при наличии возможностей промышленности, планировалось также создание войсковых и тыловых запасов.

В общей сложности под контролем Особого совещания по обороне довольствующими управлениями Военного министерство были спланированы три заготовительные компании – с предельными сроками выполнения заказов до 1 июня 1916 г., 1 июля 1917 г. и 1 июля 1918 г.

Важнейшим направлением деятельности Особого совещания по обороне стало привлечение к работе «на оборону» широкого круга предприятий, как частных, так и казенных. Для этого требовалось создание определенных условий, прежде всего путем их финансирования за счет средств казны. В целях снижения рисков для казны была налажена система предварительного мониторинга финансового и технического состояния хозяйствующих субъектов, а также созданы механизмы контроля за ходом выполнения военных заказов. Важнейшими частями этого механизма были органы Особого совещания по обороне: три подготовительные комиссии (по общим, артиллерийским и авиационным вопросам), наблюдательная комиссия, а также уполномоченные председателя Особого совещания на местах и «состоящие при них» заводские совещания.

В отношении предприятий, привлекавшихся к выполнению военных заказов, практиковались выдачи авансов без обеспечения. Однако, чтобы гарантировать при этом обеспечение интересов казны, такие выдачи сопровождались предварительной проверкой финансового положения фирмы и ее технической способности выполнить контракт. Авансы выдавались, как правило, в размере 30% от стоимости заказов, и только когда для его выполнения требовалось приобрести новое оборудование размер аванса мог быть увеличен до 65%. Выдачи разрешенных Особым совещанием авансов производились по частям, при чем чтобы получить очередную часть предприятие должно было представить удостоверение правительственного чиновника о расходовании предыдущей части аванса по прямому назначению. Зачастую в состав правлений тех фирм, которым предоставлялись авансы, включались правительственные инспекторы для контроля за расходованием казенных средств.

Выделение крупных финансовых средств сопровождалось созданием достаточно сложной системы контроля за ходом выполнения военных заказов. Главную роль в этом деле играла специально созданная наблюдательная комиссия Особого совещания во главе с председателем Государственного совета. Основное внимание наблюдательная комиссия уделяла проверке деятельности тех предприятий, которые хронически не исполняли принятые на себя обязательства по поставкам продукции военного назначения. Кроме этого комиссия регулярно заслушивала представителей довольствующих управлений о ходе выполнения планов обеспечения армии.

О действенности работы наблюдательной комиссии один из сотрудников ее делопроизводства писал следующее: «Если обнаруживалось, что в текущем месяце на каком-либо заводе производство предметов обороны уменьшалось или не увеличивалось, то комиссия постановляла сделать запрос о причинах неисправности завода. Тогда на завод отправляли грозный запрос за подписью председателя Государственного совета. Он имел обыкновенно благоприятные результаты, - и производство увеличивалось. В редких случаях, если завод оказывался безнадежно неисправным и не внимал предупреждениям и угрозам, против него постановлялось принять экстренные меры» [10].

Помимо работы наблюдательной комиссии контрольные функции Особого совещания реализовывались путем: периодических рассмотрений хода снабжения на пленарных заседаниях Совещания; обследования отдельных предприятий и целых промышленных «кустов» временными комиссиями по назначению Совещания; работы на местах заводских совещаний, на которые, согласно регламентировавших их работу «Правил о порядке действий…», возлагалось «обследование деятельности предприятий в отношении использования ими своих технических средств…», «рассмотрение вопросов о порядке исполнения заказов разных ведомств предприятиями» [11].

Узость отечественной промышленной базы при необходимости не только обеспечить действующую армию в ходе идущей войны, но и добиться определенной самодостаточности в этом вопросе на будущее требовало от Особого совещания заниматься развитием внутреннего производства разнообразных предметов боевого и материально-технического снабжения вооруженных сил. Согласно закону от 17 августа 1915 г. на совещание возлагалось «содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, … а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существующих» [12].

Такое содействие со стороны Совещания и его органов осуществлялось путем:

- предоставления предприятиям ссуд;

- выдачи авансов в увеличенных размерах под заказы, которые предстояло исполнить на новых производственных мощностях;

- выдачи валюты по льготным курсам для закупки импортного оборудования;

- содействия в доставке оборудования из-за границы и перевозке его к местам назначения внутри страны и др.

Во многом благодаря содействию со стороны Особого совещания по обороне наибольшего развития в годы Первой мировой войны получили такие отрасли народного хозяйства России:

- химическая промышленность. «Творцом» этой отрасли по праву считается выдающийся химик и организатор производства профессор Михайловской академии генерал-майор В.Н. Ипатьев, возглавлявший комиссию по заготовке взрывчатых веществ (позднее – Химический комитет) при ГАУ. Не будучи непосредственно структурным элементом Особого совещания по обороне, эта комиссия (комитет) тем не менее в полной мере опиралась на авторитет Совещания, а сам В.Н. Ипатьев по сути дела стал уполномоченным его председателя по вопросам химического производства;

- автомобильная промышленость. В начале 1916 г. правительством было принято решение о поддержке проекта строительства пяти частных автозаводов (товарищества «Кузнецов и Рябушинский» и Русско-Балтийского вагонного завода в Москве, АО воздухоплавания «В.А. Лебедев» в Ярославле, АО «Русский Рено» в Рыбинске и АО «Аксай» в пригороде Ростова-на-Дону Нахичевани), а также казенного автозавода в Мытищах, сооружавшегося фирмой «Британское инженерное общество Сибири»;

- авиационная промышленность. Благодаря всемерной поддержке со стороны Особого совещания по обороне, производительность отечественных авиационных предприятий возросла в 1917 г. по сравнению с довоенным периодом почти в 10 раз [13];

- электротехническая промышленность. В годы войны была начата региональная диверсификация этой отрасли в связи со строительством ряда предприятий вне Петроградского промышленного района (кабельный завод в Харькове, телефонно-телеграфные заводы там же в Харькове, а также в Москве и Нижнем Новгороде).

Определенный толчок к развитию получили также станкостроение, подшипникостроение, резиновое и оптическое производства.

Особое совещание активно занималось решением вопросов обеспечения промышленности необходимыми для ее работы ресурсами, поступление которых по обычным каналам в условиях войны было затруднено или вовсе прекратилось. С этой целью был создан целый ряд функциональных органов Совещания, отвечавших за определенные направления деятельности. К их числу относились:

- Комитет по делам металлургической промышленности. В январе-августе 1916 г. данный орган переходит от посреднической деятельности по размещению заказов на металл к регулированию его распределения. Для этого привлекается учетно-распределительный аппарат обществ «Продамета» и «Кровля», что повлекло за собой необходимость централизованного установления высших предельных цен. В августе 1916 г. происходит полная централизация всего дела снабжения металлами промышленности, работающей на оборону, в руках главноуполномоченного председателя Особого совещания генерала-от-инфантерии А.З. Мышлаевского. Начинает налаживаться, а с октября 1916 г. осуществляется централизованное распределение всего производимого металла. С декабря 1916 г. предпринимаются попытки вмешательства в регулирование самого металлургического производства путем организации централизованного снабжения металлургических заводов топливом и сырьем [14]. Даже советские авторы признавали, что Особому совещанию удалось справиться с задачей «направить имеющийся металл исключительно на нужды фронта», следствием чего явился известный рост военного производства в стране и смягчение кризиса вооружения армии [15];

- реквизиционная комиссия. В условиях войны реквизиции стали важным инструментом перераспределения материальных производственных ресурсов между хозяйствующими субъектами в целях их эффективного использования. Для централизации и координации реквизиционной деятельности в ноябре 1915 г. при Особом совещании была учреждена реквизиционная комиссия. Она была завязана, с одной стороны, на председателя Совещания, имевшего единоличное право утверждать решения о реквизиции и секвестре, а с другой стороны, на главные управления военного министерства и заводские совещания, откуда в комиссию поступали ходатайства об осуществлении реквизиций. Все местные власти, уполномоченные производить реквизиции, отныне имели право делать это только при положительном заключении реквизиционной комиссии [16];

- комиссия по учету и распределению иностранной валюты, заграничные заготовительные органы (Русский правительственный комитет в Лондоне, Комитет по заготовлению в Америке предметов боевого и материального снабжения армии). С помощью этих органов Особое совещание осуществляло контроль за импортными поставками. В условиях нарушенных войной международных экономических связей, дефицита на мировом рынке многих видов оборудования, сырья и материалов, необходимых для функционирования военного производства, это стало мощным рычагом воздействия на промышленность.

Острой проблемой, лихорадившей промышленность, была нехватка рабочих кадров, вызванная большим отрывом их по мобилизации и очередными призывами. Как писал А.И. Гучков, «в условиях настоящей войны промышленность должна быть рассматриваема как особый род оружия не менее необходимый, чем артиллерия или пехота, а люди, работающие на дело снабжения армии – такими же необходимыми воинами, как солдаты на фронте» [17].

Основными способами решения этой проблемы, которые использовались Особым совещанием по обороне, были:

- предоставление отсрочек от призыва военнообязанным работникам предприятий, выполняющих военные заказы;

- возвращение на предприятия призванных ранее квалифицированных рабочих и техников;

- использование труда военнопленных, иностранных рабочих, инородцев;

- снятие ограничений на использование труда женщин и подростков;

- привлечение населения к принудительным работам (реквизиция труда);

- подготовка кадров рабочих и техников для работающих на оборону предприятий;

- противодействие нарушениям нормального хода рабочего процесса на предприятиях (забастовки, переходы рабочих с завода на завод и т.п.).

Большое внимание Особое совещание по обороне уделяло обеспечению функционирования транспортной и энергетической инфраструктуры страны. В соответствии с законом от 17 августа 1915 г. вопросы регулирования поставок топлива и осуществления перевозок перешли в ведение специализированных Особых совещаний. Однако хронический характер перебоев в работе транспорта вынуждал Особое совещание по обороне регулярно обращаться к этой проблеме. К числу важнейших вопросов, обсуждавшихся Совещанием, можно отнести: организация доставки военных грузов из-за границы (финансирование расходов по транспортировке грузов, передача организации морских перевозок в руки правительства Великобритании, обеспечение безопасности перевозок), обеспечение работы Петроградского железнодорожного узла, распространение правил о приоритетном исполнении предприятиями казенных заказов на заказы МПС [18], усиление использования для перевозок грузов внутренних водных путей, улучшение работы Архангельского порта и Архангельской железной дороги и др.

О том внимании, которое вынуждено было оказывать Особое совещание по обороне вопросам работы транспорта и доставки военных грузов из-за границы, наглядно свидетельствует, к примеру, тот факт, что из 146 заседаний Совещания, прошедших в период с 26 августа 1915 г. по 22 февраля 1917 г., данные вопросы в той или иной степени рассматривались в ходе 58 заседаний.

Совершенно новым явлением в условиях Первой мировой войны стала массовая эвакуация как мирного населения и правительственных учреждений, так и промышленно-торговых предприятий. Уже на первом заседании Особого совещания по обороне 26 августа 1915 г. была учреждена эвакуационная комиссия, которую возглавил председатель Государственной думы М.В. Родзянко. Комиссии предоставлялись полномочия по рассмотрению вопросов о «заблаговременном выборе мест и помещений и о приспособлении последних для предприятий, переводимых из местностей, угрожаемых нашествием неприятеля, в места безопасные» [19].

Основным способом содействия в эвакуации предприятий являлось оказание им финансовой помощи, которая производилась на основании «Правил о способах и порядке оказания содействия эвакуируемым предприятиям к возобновлению их деятельности на новых местах» [20]. С помощью организованной сети районных комиссий и подкомиссий впервые была предпринята попытка заблаговременного планирования эвакуации из угрожаемых районов промышленных предприятий, населения, хлебных запасов, сельскохозяйственных машин и проч. [21]

Определенную роль в решении задач снабжения армии сыграли так называемые общественные организации, к числу которых относились: военно-промышленные комитеты, Главный комитет по снабжению действующей армии Всероссийских земского и городского союзов (Земгор), Комитет военно-технической помощи, Петроградский комитет средней и мелкой промышленности, ряд других предпринимательских организаций. Особое совещание с самого начала своего существования активно сотрудничало со всеми этими организациями, оказывая им всестороннюю поддержку.

По сути дела, общественным организациям была поручена мобилизация мелких промышленных предприятий, ремесленных мастерских, кустарей, тех производителей, которые никогда ранее не привлекались к военному производству. Сюда же следует добавить те ниши крупного промышленного производства, которые оставались незадействованными прямыми казенными заказами.

Роль общественных организаций в системе военно-экономической мобилизации очень точно отметил член Особого совещания по обороне от Госдумы Н.Н. Львов: «… если успехи той мелкой и средней промышленности, какая была привлечена к обороне, и не выражается доныне в очень крупных цифрах, то без содействия общественных организаций их производительная сила осталась бы совсем не использованной, так как артиллерийское ведомство фактически не могло бы довести свой организационный почин до тех глубоких слоев общества, с какими соприкасается, например, земство…» [22].

Подводя итоги, следует отметить ряд уроков, вытекающих из опыта деятельности Особого совещания по обороне.

Опыт этот показывает, как по мере продолжения военного противоборства, сама структура Совещания, компетенции его отдельных структур, полномочия должностных лиц развивались по линии централизации, ухода от совещательного и коллегиального решения вопросов к возложению ответственности на одно руководящее лицо, что в условиях напряженной обстановки военного времени было полностью оправдано. Отсюда – урок первый: высший орган по руководству военно-экономической мобилизацией должен возглавляться наиболее авторитетным лицом, обладающим всеобъемлющими властными полномочиями. Если в условиях современной войны работа тыла уподобляется сражающемуся фронту, то и возглавляться он должен одним лицом по образу Верховного главнокомандующего на фронте.

Вторым уроком деятельности как Особого совещания по обороне государства, так и всей системы органов военно-экономической мобилизации России времен Первой мировой войны является то, что обязательным условием успешности такой мобилизации является обеспечение консолидации всех слоев общества, всех политических сил страны на решение важнейшей задачи – обеспечении победы над противником. В условиях массовой армии, в условиях перестройки на военный лад всего народного хозяйства страны отсутствие такой консолидации сказывается самым отрицательным образом, как на боеспособности армии, так и на способности тыла переносить тяготы военного времени и делать все возможное для обеспечения действующей армии.

Многие недостатки в деятельности органов военно-экономической мобилизации, как и в самой их структуре, были вызваны тем, что формировались они, так сказать, «с колес», в условиях внутриполитического кризиса и военных поражений. Как писал об этом Е.З. Барсуков, «Импровизированная мобилизация русской промышленности и работа ее на боевое снабжение без определенного плана и без объединяющего высшего руководства привела ко многим ошибкам, которые не могли быть исправлены до конца войны» [23]. Отсюда – урок третий: структура, состав, задачи и порядок действий органов военно-экономической мобилизации должны быть определены заблаговременно в мирное время. Более того, в мирное время эти органы должны уже существовать в эмбриональном (законсервированном) состоянии подобно тому, как в этот период существует и действует кадровый состав военной промышленности.

В целом, деятельность Особого совещания по обороне показала возможность и необходимость осуществления государством в условиях рыночной экономики режима «ручного управления» хозяйственными процессами в экстремальных условиях войны. Опыт работы Совещания был учтен при формировании мобилизационной модели экономики советского образца.

Литература

1. Данилов Н.А. Экономика и подготовка к войне. – М.-Л.: Госвоениздат, 1926. С. 97.

2. Ребуль. Военные производства во Франции в 1914-1918 гг. / пер. с фр. В.Э. Гермониус. –М.-Л.: АО «Промиздат», 1926. С. 5.

3. Ребуль. Военные производства во Франции в 1914-1918 гг. / пер. с фр. В.Э. Гермониус. –М.-Л.: АО «Промиздат», 1926. С. 7.

4. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале ХХ века. Очерки военно-экономического потенциала. – М.: Наука, 1986. С. 70.

5. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВиВС). Ф. 12. Оп. 47/1. Д. 20. Л. 114.

6. Журналы Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (далее – ЖОСО). 1915 год. – М., 1975. С. 537.

7. Положение об Особом Совещании для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения / ЖОСО. 1915 год. – М., 1975. С. 527-529.

8. Там же. С. 530.

9. Положение об Особом совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства / ЖОСО. 1915 год. – М., 1975. С. 531.

10. Шахматов М.В. Последние дни Мариинского дворца и Петрограда. Прага, 1927 г. / Публ. В. Сидоровой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. – М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2005. С. 678.

11. Правила о порядке действий районных (местных) уполномоченных… / Сборник постановлений, определяющих участие гражданских властей, общественных учреждений и населения в обеспечении войск различными видами довольствия. Изд. 3-е доп. – Пг., 1917. С. 47.

12. Положение об Особом совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства / ЖОСО. 1915 год. – М., 1975. С. 531.

13. Дузь П.П. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. – октябрь 1917 г.). 3-е изд., доп. – М.: Машиностроение, 1989. С. 10.

14. Бовыкин В.И., Гиндин И.Ф., Тарновский К.Н. Государственно-монополистический капитализм в России // История СССР. – 1959. – № 3. – С. 111-112.

15. Тарновский К.Н. Металлургическая промышленность России и политика царского правительства по ее регулированию в годы первой мировой войны. Автореф. дисс…. канд. ист. наук. – М., 1955.С. 14.

16. Положение о реквизиционной комиссии при Особом совещании… / Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/1. Д. 34. Л. 68.

17. Записка А.И. Гучкова на имя военного министра А.А. Поливанова от 17 сентября 1915 г. – Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/1. Д. 6. Л. 2 об.

18. Журнал № 11 Особого совещания… Заседание 30 сентября 1915 г. – ЖОСО. 1915 год. – М., 1975. С. 310.

19. Журнал № 1 Особого совещания… Заседание 26 августа 1915 г. – ЖОСО. 1915 год. – М., 1975. С. 210.

20. Журнал № 7 Особого совещания… Заседание 16 сентября 1915 г. – ЖОСО. 1915 год. – М., 1975. С. 269.

21. Журнал № 57 Особого совещания… Заседание 19 марта 1916 г. – ЖОСО. 1916 год. – М., 1977. С. 168.

22. Журнал № 61 Особого совещания… Заседание 2 апреля 1916 г. – ЖОСО. 1916 год. Т. I. – М., 1977. С. 201.

23 .Барсуков Е.З. Работа промышленности на боевое снабжение русской армии в мировую войну. – М., 1928. С. 209.