Алексеева С. И.

Военные заказы Ремесленного училища цесаревича Николая

Российская империя вступила в Первую мировую войну с незавершёнными военными программами. Уже в 1914 г. казённую промышленность захлестнул вал военных заказов. Для участия в битве военных технологий при ограниченных возможностях и экономической незаинтересованности частного капитала потребовалась мобилизация всех производственных ресурсов страны. К выпуску военной продукции привлекались самые разные учреждения, включая благотворительные организации и учебные заведения.

Одним из них стало Ремесленное училище цесаревича Николая (РУЦН), созданное в 1875 г. при частном благотворительном учреждении – Доме призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Дом призрения находился под покровительством императора Николая II и с 1911 г. состоял в ведении Собственной е. и. в. канцелярии. В РУЦН подростки 12–15 лет получали начальное профессионально-техническое образование. Это была школа-интернат закрытого типа с культом Романовского монархизма. Подобранный персонал тщательно охранял политически неразвитую массу учеников от революционных идей. Пятилетний учебный план, помимо небольшой теоретической подготовки, включал 4560 часов производственного обучения. Училище располагало двумя механическими, тремя слесарными, на 25–30 человек каждая, мастерскими, кузницей и литейной. Все они были оборудованы станками первоклассных зарубежных фирм: одного из крупнейших производителей вооружений в Европе завода Людвига Леве, фирмы «Шухардт и Шютте», американских машиностроительных заводов братьев Прентис (Массачусетс), «Грей и К°» и других. Хорошая оснащённость и многолетний опыт изготовления промышленной продукции для предприятий и ремесленных школ позволяли силами воспитанников старших классов Училища выполнять работы, требующие высокой точности.

С первых дней войны заказчиками изделий РУЦН в основном выступали оборонные ведомства Российской империи. Это были различные подразделения Военного министерства: Технический комитет Главного военно-технического управления, Центральная научно-техническая лаборатория, Военно-воздушный флот, Охтинский завод взрывчатых веществ и Завод военно-врачебных заготовлений, Военно-автомобильная и Военно-авиационная школы, Военно-топографичес-кое училище. Не менее важным заказчиком являлись структуры Морского министерства: Главное гидрографическое управление, Главное управление кораблестроения и подконтрольное морскому ведомству общество Франко-русских заводов. Выполнялись также заказы гражданских учреждений, благотворительных организаций и акционерных обществ.

Стоимость работ, произведённых слесарной мастерской и литейной РУЦН в одном только 1914/15 учебном году составила 19460 руб. 30 коп. [8, л. 18.]. По воспоминаниям мастера Училища И. И. Жмудзинского, на выполнении военных заданий ученики трудились с 8 утра до 10 часов вечера [5, л. 7.]. Но это не отменило аттестационных работ, хотя учебный год в выпускном классе был завершён досрочно, с тем, чтобы воспитанники успели с 1 мая поступить в военную службу.

Мастерским Военно-автомобильной школы – головного центра, осуществлявшего автомобилизацию всей русской армии – были поставлены три поперечно-строгательных станка с кулисным приводом, два винторезных токарных станка типа Е, один винторезный станок типа В, слесарный инструмент, бронзовое и чугунное литьё, а также произведён ремонт зубчатых передач и механизмов автомобилей. Завод военно-врачебных заготовлений и общество Красного креста, резко увеличившие с началом войны выпуск перевязочных материалов, снабжались прессами, бинтомотальными и бинторезными станками. Для оборудования Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства, занимавшейся научно-техническими исследованиями и контролем производства предметов снабжения армии, был изготовлен строгательный станок с принадлежностями. В течение всей войны мастерские делали бомбы для бомбомётов, отправлявшиеся в снаряжательный отдел Охтинского завода взрывчатых веществ. По заказу Технического комитета Главного военно-технического управления, ведавшего снабжением войск и изучением военно-технических изобретений, было изготовлено 500 корпусов зажигательных снарядов с принадлежностями и упаковкой [8, л. 17].

С лета 1915 г. выполнение военных заказов осложнилось дефицитом рабочих кадров, способных руководить действиями учеников. Призыв ратников 2-го разряда коснулся заведующих специальными и точными механическими работами в РУЦН. Ряд служащих для отбывания воинской повинности был причислен к мастерским Военно-автомобильной школы. Вопрос об отсрочке от призыва по примеру заводов, имевших военные заказы, дирекции Училища пришлось решать на уровне военного министра. В 1916 г., кроме большого числа снарядов, были изготовлены краны для баллонов с отравляющими газами, не менее пяти станков для обточки капсюльных втулок и не менее двадцати станков для нарезки ружейных стволов [7, л. 1–9.].

Многие изделия, в особенности произведённые выпускниками механико-оптического и часового отделения РУЦН, до начала войны приобретались вооружёнными силами России только за границей [2, с. 98–102.].

По поручению Института гражданских инженеров императора Николая I был сделан прибор для измерения натяжения металлов при разрыве.

Для военно-морского флота изготовлены четыре привода к счётчикам Валесси, представлявшим собой вариаторы-редукторы в комбинации с секундомером [8, л. 24.]. Прибор Валесси обеспечивал поддержание заданной частоты вращения гребного вала для сохранения кораблём своего места в эскадренном строю [11, с. 87–91.]. Заказ был получен от общества Франко-русских заводов, задействованного в комплектовании механизмами первых дредноутов русского флота типа «Севастополь» – «Гангут» и «Полтава», вступивших в строй в ноябре – декабре 1914 г. [9, л. 1.]. В 1915 г. «Гангут» и «Полтава» участвовали в обороне центральной позиции флота на Балтике и обеспечивали постановку минных заграждений для отражения возможного нападения на Петроград с моря. Вместе с другими кораблями серии – «Севастополем» и «Петропавловском» – они составили 1-ю бригаду линкоров Балтийского флота, базировавшуюся на рейде Гельсингфорса, прикрытого орудиями Свеаборгской морской крепости. В Первую мировую войну Свеаборг оказался единственной укреплённой военной гаванью западной части Финского залива. С целью защиты действующей базы Балтфлота в октябре 1914 г. правительству пришлось начать широкомасштабные работы по усилению старых и строительству новых орудийных батарей Свеаборга. Для Свеаборгской крепости в РУЦН было изготовлено пять уровней к крепостным квадрантам, необходимым для установки угла возвышения ствола орудия при стрельбе по невидимым целям. Уровни были вышлифованы на станке, изобретённом заведующим механико-оптической и часовой мастерской Училища Н. Б. Завадским. Он произвёл все расчёты для оптических работ, а чертежи изготовили помощник мастера механико-оптического и часового отделения В.И. Вишев и преподаватель-руководитель специальных работ, выпускник отделения Б.М. Матвеев.

По заданию Главного гидрографического управления были исполнены детали самописца для автоматической передачи записей показаний судового компаса искровым методом по системе будущего профессора-геофизика М.И. Гольцмана [8, Л. 24]. Этому изобретению, предвосхитившему методы телеметрии, оказали поддержку основоположник теории корабля, выдающийся кораблестроитель А.Н. Крылов и видный специалист компасного дела В.Я. Павлинов, лично ознакомившиеся с действием прибора Гольцмана [4].

Война в воздухе потребовала разработки бомбардировочных прицелов, без которых операция бомбометания носила случайный характер, не оправдывая понесённых затрат и рисков. Особенно актуальной эта задача была для России, обладавшей к началу войны одним из лучших военно-воздушных флотов мира. В РУЦН были изготовлены сто часовых механизмов для бомбового прицела штабс-капитана В.И. Толмачёва, удостоенного осенью 1913 г. первого приза на конкурсе Военного министерства. Определение момента сбрасывания бомбы в прицеле Толмачёва основывалось на применении секундомера с обратным ходом. Секундомер имел неподвижную шкалу высот, относительно которой устанавливался электроконтакт для автоматического освобождения бомбы или включения сигнальной лампочки сбрасывания, питаемой трёхвольтовой батарейкой. [1, с. 18–21.]. Другим вкладом Училища в разработку проблем прицельного бомбометания стало изготовление модели автоматического прицельно-метательного аппарата системы профессора прикладной механики Г. Л. Тираспольского [10, л. 21, 67].

В годы войны шёл усиленный поиск и разработка средств для преодоления позиционных заграждений противника, затруднявших атаки пехоты. Войска требовали ручных ножниц, годных для резки колючей проволоки толщиной в 10 мм. Модель подобных ножниц, изготовленная в мастерских РУЦН, стала ещё одним изобретением заведующего механико-оптической и часовой мастерской Училища Н. Б. Завадского и его помощника Б. М. Матвеева.

Война вызвала взрыв интереса к отечественному кинематографу. Хроникальные и игровые фильмы спешили запечатлеть для истории моменты военной жизни, обозначить ближайшие политические задачи правительства и пробудить патриотические чувства русского общества. Освобождение от иностранной конкуренции и усиление спроса на кинематографическую продукцию породили необходимость расширения и переоснащения кинопроизводства. В 1914 г. начал действовать кинематографический отдел акционерного общества «Биохром», организованный знаменитым пионером отечественной цветной фотографии и цветной кинематографии С. М. Прокудиным-Горским для эксплуатации своих изобретений. По заказу «Биохрома», сотрудничавшего с благотворительным Скобелевским комитетом, на который император Николай II возложил монопольное право производства съёмок в войсках, РУЦН осуществило переделку съёмочного аппарата для цветной кинематографии по системе С. М. Прокудина-Горского [8, л. 24.]. Известие о работе РУЦН над съёмочным аппаратом Прокудина-Горского звучит едва ли не сенсационно, поскольку все исследовательские решения о его вкладе в развитие цветного кинематографа до сих пор носят гипотетический характер [6, с. 141–152]. Судя по всему, речь шла об усовершенствовании аппаратуры, изготовленной по заказу Прокудина-Горского в первой половине 1914 г. во Франции [3, с. 32–97.].

Изучение военных заказов РУЦН расширяет источниковую базу истории Первой мировой войны, раскрывает новые подробности политики самодержавия в обеспечении армии и флота. В номенклатуре заказов Училища, как в капле воды, отразились проблемы снабжения русской армии в условиях длительной позиционной войны, появления новых видов вооружений, вынужденного сокращения импорта военной продукции, несогласованности мобилизационных планов отдельных ведомств. Большинство выполненных работ носило опытно-конструктор-ский характер. Это позволяло не отвлекать производственные мощи Петрограда на проекты далеко ещё не совершенные, а с другой стороны, демонстрировало высокий уровень профессионально-технической подготовки по программам Ремесленного училища цесаревича Николая.

Литература

1. Бабичев К.А. Исторический очерк развития бомбардировочных прицелов. – М.; Л., 1948.

2. Военная промышленность России в начале XX века (1900–1917). Т. 1. – М., 2004.

3. Гаранина C.П. С. М. Прокудин-Горский. К публикации материалов из семейного архива и материалы к ней // Киноведческие записки. – 1996. – № 29.

4. Демидов В.Е. 77 электрических чувств. – М., 1969.

5. Жмудзинский И. И. К 20-летию юбилея Военно-механического института. [1952] // Музей БГТУ. БГТУ В. КП 407. Д 207.

6. Изволов Н. Феномен кино: история и теория. – М., 2005.

7. ЦГИА СПб. (Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга). Ф. 419. Оп. 1. Д. 140.

8. ЦГИА СПб. – Ф. 419. Оп. 1. Д. 321.

9. ЦГИА СПб. – Ф. 1440. Оп. 11. Д. 943.

10. ЦГИА СПб. – Ф. 1483. Оп. 1. Д. 65.

11. Эссен Н.О. фон. Дифференциальный счетчик Валесси // Морской сборник. – 1895. – № 12. Неофициальный отдел.

Связанные материалы
Последние материалы