Д.В. Мантуров:
Уважаемые коллеги, Дмитрию Олеговичу нужно ехать на международную встречу, я хотел бы попросить вас поблагодарить вице-Премьера за участие в нашей работе.
Д.О. Рогозин:
Со своей стороны я хотел бы сказать следующее. У нас в коллегии военно-промышленной комиссии и в Министерстве промышленности и торговли, конечно, много жарких дебатов на самые разные темы, но всегда эти дебаты проходят в духе глубокого взаимопонимания, профессионального дискурса и в целом товарищеских отношений. Я хочу лично поблагодарить Дениса Валентиновича, как Министра, и его команду за работу, за то, что мы сделали в прошлом году, и пожелать вам успехов в этом году.
Д.В. Мантуров:
Спасибо большое!
Уважаемые коллеги, с учетом того, что у нас идут интенсивные интеграционные процессы между пятью странами, которые вошли в Таможенный союз Единого Экономического пространства, любезно согласился принять участие в работе нашего ведомства член коллегии – Министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сидорский Сергей Сергеевич. Пожалуйста!
С.С. Сидорский:
Добрый день, уважаемый Денис Валентинович, уважаемые коллеги!
Я прежде всего хочу поблагодарить за то, что нас пригласили сегодня участвовать в столь представительной коллегии и поговорить о промышленной политике. Это то, чем мы профессионально занимаемся сегодня и обсуждаем в этом зале.
Достаточно сказать, что главы государств поставили перед нами очень амбициозную серьезную задачу – в короткий промежуток времени создать Евразийский экономический союз, и, как вы знаете, это стало системным документом – договор, который носит принцип закона сегодня в Евразийском экономическом союзе. И что очень важно – после развала Советского Союза мы имели за 25 лет СНГ, ЕвразЭС, есть двойка, но мы впервые описали в этом договоре промышленную политику в соответствующей главе, она носит серьезный и нормативный характер и предложения, как мы видим на ближайшую перспективу в ЕЭС. Вчера это была тройка, сегодня это пятерка государств, которые согласились вместе работать. И прежде всего Министры промышленности и торговли занимали главную ведущую роль в работе над этим направлением. И я хочу сказать, что Денис Валентинович и его эксперты приняли самое активное участие в формировании этой статьи промышленной политики.
Что очень важно, в договоре были определены ключевые направления в нашей промышленной политике. Это не просто документ, который записан как статья закона. Мы расписали подходы, которые мы планируем реализовать в краткосрочной перспективе. С нами согласились президенты, они придали этой статье очень важное значение в промышленной политике и поручили премьер-министрам 5 стран в краткосрочной перспективе утверждать основные направления в промышленной политике наших государств.
Одним из основных направлений, которые мы туда записали, и сейчас они проходят активное обсуждение, является, прежде всего, импортозамещение. Интерес оно представляет теперь уже с учетом, так сказать, сегодняшних реалий для всех пяти государств, это развитие собственной производственно-промышленной базы и, конечно, взаимные поставки, расширение кооперационных цепочек в пяти государствах является одним из приоритетов такой промышленной политики. Главное внимание – это технологическое развитие комплексов государств и наращивание экспорта. Я вам должен доложить о том, что мы публично обсуждаем этот вопрос. Мы обсудили его в Астане с местной властью, бизнесом. Обсудили в Минске на Международном промышленном форуме этот важнейший документ, который будет действовать в течение 5 лет в промышленной политике в нашем союзе.
И я благодарю Дениса Валентиновича за то, что мы в Екатеринбурге в ближайшее время на ИННОПРОМе обсудим российскую часть. Я приглашаю всех здесь присутствующих представителей регионов, бизнеса, промышленников подключиться к обсуждению этого документа, потому что он будет носить системный характер и, по нашему мнению, даст возможность значительно улучшить наши промышленные показатели в ЕЭС.
В своем выступлении Денис Валентинович уделил очень много внимания поддержке российских производителей. Я должен сказать, что за два с лишним года работы в ЕЭК мы очень активно работали с нашими промышленными министрами, и были такие болевые точки, где нужно было поддержать нашу экономику, нужно было урезать экономику ЕЭС, особенно промышленную политику для уверенного роста.
Нам удалось по автомобильному транспорту создать соответствующий документ, где все 5 государств подписали решение. Мы довольны тем, что наши производители легковых автомобилей сделали большое движение по созданию кооперационных производств с нашими иностранными партнерами. Мы сразу заявили там о том, что нам нужна локализация, то есть построение дополнительных цепочек на территории наших государств. До 2017-го года локализация будет составлять 30%, а до 2018-го – 50%. По нашему мнению, параметры, которые мы согласовали в ЕЭК с Министерством, позволят очень сильно поддержать промышленное производство легковых автомобилей.
Мы подписали в Астане очень сложный документ по сельхозмашиностроению, но практически это касается всех отраслей. И я, как Министр промышленности ЕЭК, считаю, что это важнейшая отрасль, которую мы должны развивать с целью максимально поддержать собственные научно-технические центры и предприятия, развить локализацию и делать технику не хуже той, которую сегодня делают наши партнеры за пределами союза. Есть системный документ, решение направлено на углубление кооперации. Премьер-министры документы приняли, остается вопрос практической реализации промышленной политики за нами, за министерствами. Я вас информирую, что документ носит системный характер, он опубликован на сайте ЕЭК, доведен до Правительства, и мы в ближайшее время с бизнесом и теми, кто занимается сельхозмашиностроением, будем заниматься развитием этого документа в практической плоскости.
Кроме этого, за это время нам удалось решить вопросы с легкой промышленностью. Сегодня при вхождении Киргизии в Таможенный союз мы сняли границы в Казахстане, и мы не просто опасаемся, мы мониторим и ставим жесткие условия вхождения армянских и киргизских коллег на наш рынок, а также предупреждаем казахстанских коллег о недопустимости легализации незаконного импорта, особенно в легкой промышленности.
Здесь, Денис Валентинович об этом говорил сегодня, мы также застолбили ряд мер, прислушиваясь к мнению российского и белорусского правительств по поддержанию легкой промышленности нашей страны, причем это системное мероприятие. Всем, кто занимается разделом легкой промышленности, я рекомендую посмотреть эту тему. Мы открыты для внесения туда дополнений, но премьеры наших стран поддержали наши предложения по развитию легкой промышленности: это прежде всего маркировка, это чипирование, это запрет на вывоз того сырья, которое мы можем сегодня у себя перерабатывать. Вот практические шаги, которые мы сделаем в промышленной политике за короткий промежуток времени в интеграционном объединении, по нашему мнению, мы находимся на правильном пути.
Я сам более 25 лет в оборонной промышленности отработал, прошел путь от мастера до руководителя крупного объединения. Я считаю, здесь мы должны четко определиться и понимать, что мы хотим сделать в союзе. Я думаю, что Россия сегодня потеряла ряд лидерских позиций в станкостроении: в научной сфере, в подготовке кадров. Здесь подтягивается Белоруссия, здесь есть большое желание казахстанской экономики участвовать в модернизации и не привлекать иностранные ресурсы на свою территорию. На сегодня имеем более 80 % износа станкостроения в нашей экономике, и говорить об этом нужно не просто общими подходами...
Поэтому вот здесь я хотел обратиться, Денис Валентинович, к вам: мне кажется, что с учетом договора этого года нам надо присмотреться к решению Правительства установить запреты и ограничения на допуск иностранных товаров к закупкам.
В свое время мы сами делали новое оборудование, и жили мы, оборонщики, нормально: и в космос летали, и сидели на полигонах Байконура, но каждые 3 года я почти 50% своих станков отдавал машиностроителям соседних отраслей. И это была преемственность. Мы не сможем переоснастить всё, если на текущий момент 80% износа. Нам надо двигаться по этим отраслям, двинуть в эти отрасли ресурсы, которые можем создать, а затем переоснащать остальные отрасли.
Вот смотрите, я только на Сургуте посмотрел, работает в 3 смены 4 трубных завода: нарезают резьбы, мечки и т.д. У нас сегодня простаивает более 120 заводов, которые могли все это делать собственными силами. Мы продолжаем закупать все это за границей.
Пришло время, когда нам нужно об этом открыто говорить и мы готовы в ЕЭК с нашим опытом подключиться, Денис Валентинович, если вы посчитаете это необходимым. Здесь нам нужен комплексный такой подход, который в краткосрочной перспективе даст выход на более высокие темпы развития, даст возможность развиваться смежным отраслям. Я думаю, что от глубины проработки этих вопросов зависит в целом успех нашей будущей работы.
Мне импонирует сегодня работа с руководством Министерства, я благодарен, что Денис Валентинович приглашает меня на коллегии в Министерстве, также пусть белорусы, казахи и армяне поступают. Я думаю, что такой обмен мнениями и деловой конкретный разговор, которые последние несколько лет происходят в промышленной политике, должны нам дать соответствующий хороший результат.
Буквально несколько слов о нашей внешней промышленной политике. Мы подписали в Астане системный документ с Вьетнамом. Мы практически открыли собственную экономику для Вьетнама, Вьетнам идет навстречу нам, с тем чтобы снять некоторые барьеры с собственной экономики. Мы ведем переговоры сейчас с Индией, а это крупнейший сегодня промышленной политик в этом регионе, который насчитывает более миллиарда населения, с Египтом, с рядом стран, и я прошу вас, промышленников, тех, кто сегодня участвует в организации промышленной политики, очень продуманно давать сигналы. Вы работаете с этими странами, и мы здесь не должны ошибиться. Мы не должны закрываться, но при этом и не должны забывать об интересах собственной национальной экономики. Ваши пожелания, какие вопросы должны быть прописаны в документах по свободной торговле, я бы попросил передавать через Министерство промышленности и торговли в ЕЭК. Это наднациональная функция нашей комиссии, и мы решаем такие вопросы.
Я еще раз благодарю вас всех! Спасибо, успехов нам всем в промышленной политике!