Д.В. Мантуров:
Так как Евгений Викторович уже чуть-чуть у Сергея Анатольевича Агапцова «забрал хлеб» по поводу фонда, я его, с вашего позволения, до конца заберу, чтоб не возникало вопросов по поводу Фонда. Это самая интересующая всех позиция. Как он работает? Как деньги доводятся? Хочу напомнить, у нас закон вступает в силу с
1 июля 2015 г., но при этом мы умудрились в прошлом году, опережая все решения, получить в ведение Российский фонд технологического развития от Минобрнауки, наполнить его бюджетными средствами, сформировать органы управления, сформировать экспертный совет, который сегодня собирается не с периодичностью, как раньше предполагалось, раз в две недели, а с периодичностью два раза в неделю, чтобы обработать все заявки, поступившие в эту организацию.
И конечно же, мы, отвечая за сохранность денег, за их эффективность, мы не в состоянии рассыпать эти 20 млрд, но, поверьте мне, мы скоро придем за добавкой. Реально принято решение на 4 милллиарда, поэтому тот темп, который сейчас набран, он говорит о том, что мы до октября уже обеспечим выборку не менее 70-80%. Поэтому мы как раз исходим из таких позиций.
Сергей Анатольевич Агапцов, аудитор Счетной палаты.
С.А. Агапцов:
Спасибо большое. Уважаемые коллеги!
Как следует из доклада Министра и как есть по жизни, Минпромторг является ключевым в Правительстве, и оно ответственно за развитие реального сектора экономики, объединив целый комплекс отраслей. В рамках бюджетного процесса его расходы составляют более 260 миллиардов рублей. Это только открытая часть. Министерство обеспечивает реализацию развития 5 государственных программ, активно участвует в 11, ему отведена значительная роль в реализации плана антикризисных мер.
Подчеркну, из 60 пунктов Плана Министерство задействовано в 33-х, оно реализует программу импортозамещения, приоритетную для государства на ближайший период. Отмечу еще, что активная жизненная и государственная позиция Министра накладывает отпечаток прогрессивности и добавляет динамизма в работе всей команде Министерства, что положительно отражается на нашем взаимодействии. В соответствии с новым законом задачи и полномочия Счетной палаты расширены. Это и контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, и анализ недостатков и нарушений в процессе управления федеральными ресурсами, и выработка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса. Одновременно проводим аудит госпрограмм, государственных инвестиционных проектов, информационных систем, закупок для государственных нужд, осуществляем экспертизу нормативно-правовых актов в части расходных обязательств, а также проводим стратегический аудит.
Но, как известно, Счетная палата это не наградной отдел ЦК КПСС, как было в стародавние времена. Остановлюсь на итогах наших проверок. За истекший год направлением деятельности, которое я имею честь возглавлять, проведено 8 контрольных и 7 экспертно-аналитических мероприятий. В том числе и по 5 госпрограммам. В рамках предварительного контроля проведена проверка обоснованности показателей проекта Федерального закона о Федеральном бюджете на 2015 год и на соответствующий плановый период, а также нормативно-методической базы его формирования.
Бюджет 2015-17 годов был очень тяжелым, как с точки зрения его формирования и принятия, так и с точки зрения сбалансированности. Очень сложно было сбалансировать. И если расходы необходимо было увеличить, то – приоритеты, которые приведут к результату в обозримом будущем.
Проверка показала недостаточную взаимосвязь между изменением расходов на реализацию госпрограмм и изменением значений целевых показателей. Часто участники бюджетного процесса рассматривают сокращение бюджетных ассигнований как основание для их снижения, но не как возможность для повышения результативности и эффективности своей деятельности.
В какой-то мере это обусловлено несоблюдением порядка разработки сопровождения госпрограмм. Недостаточным обоснованием показателей эффективности использования бюджетных инвестиций, внедрением результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, это характерно, в частности, для госпрограммы «Развитие судостроения».
При этом имеется недостаточная скоординированность госпрограмм и принимаемых действий. Так, госпрограмма «Развитие авиационной промышленности» предусматривает ежегодный выпуск самолетов, значительно превышающий внутренний спрос, а с другой стороны – ввоз иностранных самолетов. Как это понимать? Нужно оптимизировать вопросы таможенно-тарифной политики, системы государственных льгот и преференций в отношении ввозимых в нашу страну самолетов. Здесь Счетная палата полностью поддерживает позицию Министерства. Программно-целевой метод еще не заработал, это справедливо и неоднократно отмечало руководство Счетной палаты.
По производительности труда – это важнейшее условие роста экономики страны. В целях достижения заданных параметров необходимо полномасштабно задействовать все внутренние резервы, межотраслевые кооперационные связи, современные технологии, а также потенциал государственного регулирования экономики и частного государственного партнерства, сосредоточив все ресурсы на прорывных изменениях на конкретных секторах. Учитывая, что здесь собрались ответственные сотрудники Министерства и ключевых предприятий, считаю необходимым установление показателей производительности труда в качестве одного из основных показателей деятельности предприятий промышленности.
Следующее. Проведено контрольное мероприятие «Оценка результативности расхода средств федерального бюджета, направленных на развитие электронной и радиоэлектронной промышленности». Проводили мы ее в рамках одноименной ФЦП с выходом на ряд предприятий. Выявлены факты с системными недостатками в содержании программы, разработки ее показателей, мониторинге исполнения, особенно в части внебюджетного финансирования, достижения результатов по вводу объектов, выходам на проектную мощность и другим вопросам. Минпромторг проводит большую работу и в том числе в результате нашего представления, позитивно восприняло наше предложение и активно устраняет недостатки.
Вместе с тем принятие мер должно строиться на комплексной инвентаризации возможностей и резервов импортозамещения как в рамках отраслей, так и в разрезе предприятий с учетом уже произведенных вложений, доведением четких ключевых показателей для каждого конкретного предприятия, приоритетным распределением финансовых ресурсов с учетом незавершенности ряда объектов по ФЦП, а эта незавершенность длится годами, усиление ответственности за выполнение принимаемых обязательств.
Несколько слов о проблемах исполнения бюджета. НИОКР. В 2014 г. на НИОКР использовано 76,3 миллиарда рублей, это 28% всех расходов. Востребованными оказались права на результат интеллектуальной деятельности с объемом затрат на 70,5 миллиардов рублей. Министерством проведена большая работа по инвентаризации НИОКР, постановке их на учет, внесены необходимые изменения в Налоговый кодекс, начинается большая работа по их коммерциализации.
Но анализ ситуации показывает: во-первых, необходимость сосредоточения ресурсов на ключевых направлениях, а во-вторых, льготы и преференции должны распространяться на обладающие мировой новизной изобретения, иначе при стимулировании разработок с новизной локального характера существует опасность простого освоения бюджетных средств и тиражирования устаревшей техники, даже с учетом импортозамещения. В третьих, необходимо усилить контроль за исполнением договоров по НИОКР и предоставлением отчетности организациям.
Представление субсидий из федерального бюджета. В рамках госпрограмм Министерством предоставляется большое количество субсидий. Только в прошлом году мы дали более 30 заключений на проекты нормативно-правовых актов, устанавливающих правила их предоставления. С одной стороны, Министерство должно детально прорабатывать в нормативно-правовых актах порядок предоставления субсидий с целью эффективного и результативного использования бюджетных средств, а с другой – требовать соблюдения строгой финансовой дисциплины получателями субсидий. На это Счетная палата неоднократно обращала внимание в своих заключениях.
По ОПК тематике. Не буду много говорить, отмечу. Задача Министерства рачительно распоряжаться бюджетными ассигнованиями и обеспечивать своевременное исполнение указов и решений Президента Правительства и ВПК.
В заключение не могу не отметить, что в Министерстве под непосредственным руководством заместителя Министра Кадыровой проводится большая работа по развитию системы внутреннего финансового контроля, результатом которой стало усиление требований к соблюдению бюджетного законодательства на всех этапах бюджетного процесса.
Отрадно, что сам Министр лично возглавляет контрольный совет, в состав которого включены представители общественных организаций, т.е. работа проводится публично. В первом квартале текущего года создан Департамент учета и контроля. Этот факт обеспечит эффективность и результативность взаимодействия министерства и Счетной палаты по всему спектру обозначенных мною вопросов.
Счетная палата исходит из того, что профилактика нарушений гораздо более действенна, чем выявление их и обращение в правоохранительные органы.
Спасибо за внимание!