В. Мантуров:
Уважаемые коллеги, с учетом того, что наше ведомство включает в себя не только гражданские отрасли, но и оборонно-промышленный комплекс, который занимает огромный объем направлений, Дмитрий Олегович, Вам слово.
Д.О. Рогозин:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Я буду говорить прежде всего о работе тех интегрированных структур, которые задействованы в исполнении государственного оборонного заказа.
Надо иметь в виду, что в целом укрепление позиций предприятий оборонно-промышленного комплекса на гражданских рынках и диверсификация бизнеса – это средство обеспечения их устойчивости и стратегической стабильности. Если взять предприятие, работающее на Западе, которое ориентируется на производство продукции военного назначения, вы обратите внимание на то, что всегда до 50% объема их производства это гражданская продукция – это и есть тот самый трансферт технологий, о которых мы так много и нудно говорим.
Поэтому конечным итогом реализаций стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высоко капитализированных, нашедших и расширяющих свои позиции на внутреннем и мировых рынках. Именно корпорация, которая работает на всех этапах технологического цикла, начиная с перспективных исследований и разработки продукции и заканчивая производством, поставкой и обслуживанием высоко технологичного продукта, владеет сегодня мировым рынком: и авиастроения, и кораблестроения, компьютерных технологий, и фармацевтики, и медицинской техники. Именно такие организации и дают заказы малым инновационным компаниям, венчурным бизнесам, скупают удачные стартапы, задают тон частным инвестициям.
Пока же большинство отечественных интегрированных инфраструктур не стало ни глобально конкурентоспособными, ни высоко капитализированными, ни устойчиво прибыльными. Структурно-технологический кризис в оборонно-промышленном комплексе, несмотря на достаточное серьезный подъем производства и бурные, так сказать, показатели роста эффективности этого производства (и демонстрацией того стал Парад 9 мая 2015 года, когда все наши соотечественники, и не только наши друзья, но и наши недруги увидели возможности возрожденной российской оборонной промышленности), тем не менее надо сказать, что структурно- технологический кризис в ВПК, а также квалификационный дефицит кадров не преодолены.
Одна из основных целей создания интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе, заключающаяся в оптимизации расходов бюджетных средств при разработке образцов вооружений военной и специальной техники, снижения себестоимости их производства, также до настоящего времени не достигнута.
Несмотря на некоторую положительную динамику, отечественные интегрированные структуры демонстрируют низкую, по сравнению с западными коллегами, производительность труда и операционную рентабельность, финансовые дисбалансы и переразмеренность активов, неэффективную загруженность, недостаточную компетентность в области менеджмента и сервисной сети, и проектный менеджмент и послепродажное обслуживание техники – это всегда наши слабые места.
Но все это наслаивается еще и на дополнительные уже психологические моменты, которые вдруг проявили себя с негативной стороны, раньше у нас (лет так сто тому назад) это явление называлось чванство, сейчас это называется забюрократизированность. Эти проблемы связаны с качеством управления и системными условиями хозяйств в оборонном секторе, на который, я считаю, надо обратить самое пристальное внимание.
Президентом России были поддержаны предложения Правительства Российской Федерации по борьбе с растущей бюрократизацией управленческого аппарата интегрированных структур и акционерных обществ с государственным участием. Мы видим, что сегодня раздуты штаты управления, неоправданно высокие денежные вознаграждения без привязки к конечному результату труда, большие производственные и непроизводственные издержки, управляющие офисы структур находятся территориально далеко от реального производства, а назначенные директора периодически посещают данное производство. Слушайте, коллеги, так дело не пойдет у нас! Поэтому руководство производством фактически идет в отрыве от него.
Президент России дал нам шанс срочно навести порядок с деятельностью руководящих органов интегрированных инфраструктур, акционерных обществ с государственным участием, которые находятся в том числе и в ведении Министерства промышленности и торговли. Задача Минпромторга обеспечить жесткий контроль за выполнением указанных решений всеми акционерными обществами, в отношении которых министерство реализует государственную политику.
С учетом последних решений, принятых Председателем Правительства, о вхождении высокопоставленных правительственных чиновников в совет директоров акционерных обществ с государственным участием, полагаю, что приоритетом для них должен стать личный контроль за наведением дисциплины порядка в целях повышения роли государства в управлении этими обществами и достижения целевых показателей их стратегия развития.
Думаю, что было бы полезно, спустя некоторое время после того, когда для этой цели будут поставлены конкретные должностные лица, заслушать в Правительстве их личный отчет, что реально было сделано для восстановления управляемости тех интегрированных структур и повышения эффективности их деятельности. Ключевой ориентир для нас всех в этой работе – это подъем конкурентоспособности интегрированных структур военно-промышленного комплекса.
Еще одна проблема, которую мы сегодня совместными усилиями с вами решаем, это импортозамещение. Главная его цель заключается не в его в воспроизводстве зарубежной продукции, а это тем более было бы странно по отношению продукции, которая до сих пор поставлялась с Украины, это в основном старье еще советского образца разработки, поэтому воспроизводить его – это себе дороже. Речь должна идти совсем о другом, акцент мы должны сделать на выявлении и устранении всех узких мест в цепочке разработки и производства материалов, компонентов и оборудования, которые создают угрозу нормальному функционированию оборонно-промышленного комплекса в условиях антироссийского санкционного режима.
В этих целях далее обеспечена реализация поручения Дмитрия Анатольевича Медведева о подготовке конкретного плана действия по участию государства в создании внутреннего рынка продукции, включая формирование консолидированного заказа по авиастроению, судостроению и радиоэлектронной промышленности. Далее такую работу мы будем вести и по всем остальным направлениям деятельности, которая связана с оборонной промышленностью.
Планируем 14 июля 2015 г. представить Президенту результаты работы Министерства промышленности и торговли по развитию отечественной микроэлектронной промышленности. Фактически мы планируем выйти на массовое внедрение отечественных чипов и программного обеспечения в отрасли: это паспортно-визовые документы нового поколения, миграционные, транспортные, платежные, универсальные электронные карты, устройства для создания медицинских изделий, телекоммуникационные и связные устройства и системы, аппаратно-программный комплекс системы ГЛОНАСС, радиочастотные метки для предотвращения оборота контрафактной продукции, контроля перемещения грузов и товаров.
Вот когда наши китайские соседи, я этот пример часто привожу, когда они задались целью развивать свою собственную микроэлектронику, то начали они с того, что просто запретили использовать деньги в телефонных аппаратах-таксофонах. Надо было обязательно по соседству купить карточку с национальным китайским чипом и только тогда позвонить. Ну то есть на самом деле это говорит о простейших вещах. О роли государства в создании внутреннего рынка для собственной промышленности и это надо делать повсеместно.
Если сегодня техническое задание отдельного министерства или ведомства России по изготовлению, скажем, визовых документов превышает возможность национальной промышленности, значит надо привести в соответствие технические требования с нашими возможностями. Но с чего-то надо начинать. И не надо здесь ссылаться ни на какие ВТО.
По результатам совещания в Правительстве 8-9 июня по развитию отечественного авиастроения, судостроения и микроэлектроники признано целесообразным обеспечить укрепление наших позиций на внутреннем рынке. Прежде всего за счет продвижения продукции отечественной микроэлектроники, авиационной техники, судостроения, расширить рынки сбыта гражданской продукции, а также оказать государственную поддержку российским производителям этой продукции.
Вообще пора научиться с умом тратить собственные государственные деньги, стимулируя развитие отраслей собственной, а не зарубежной промышленности. И даже более отсталые в техническом промышленной отношении страны прекрасно знают, что такое ОФСЕТ – Офсетное соглашение. И если кто-то пытается зайти со своей продукцией на российский рынок, сначала – локализация. Сначала и в обязательном порядке локализация этого производства. А мы сегодня видим от бытовой электроники до других некоторых продуктов практически безраздельное господство иностранных производителей на нашем рынке.
А если говорить про авиапром? 80% рынка дальних перевозок это зарубежные самолеты. Это где, в какой стране? В стране Жуковского и Можайского, Чкалова, Ильюшина или Туполева. Это в нашей стране. Мы не имеем права допускать вытеснение своей продукции с нашего внутреннего рынка. И тогда не надо даже говорить о внешних рынках, если внутренний рынок защитить не можем. В связи с новыми угрозами, вызовами, которые связаны с изменениями военно-политической обстановки в мире и социально-экономической ситуации в стране, организации оборонно-промышленного комплекса должны иметь четкие ориентиры, позволяющие им планировать развитие своих научно-производственной и технологической баз, кадрового потенциала в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
И акцент следует перенести на основной функционал Министерства с учетом его росли в реализации научно-технической и промышленной политики государства. Конечно, необходимо плотнее заняться развитием производственного потенциала страны. Прошу у Министра организовать и взять под личный контроль решение следующих первоочередных задач в среднесрочной перспективе, которые касаются развития оборонно-промышленного комплекса:
- Первое. Укрепление позиций нашей промышленности на внутреннем рынке, прежде всего за счет продвижения отечественной продукции.
- Второе. Расширение присутствия отечественной промышленности на мировом рынке за счет выпуска новой конкурентоспособной продукции, а также обеспечения условия для перехода на новый технологический уклад. В том числе за счет создания и ввода в действие высокотехнологичных цифровых производств.
- Третье. Повышение ответственности самих должностных лиц Министерства за проведение государственной политики по управлению интегрированными структурами и акционерными обществами с государственным участием, включая меры по дебюрократизации управленческого аппарата. В этих целях следует искоренить прослойки и надстройки в управлении интегрированными структурами, сократить управленческий персонал и обеспечить его вывод из Москвы ближе к основным производственным площадкам, создать стимулы к сокращению производственных и непроизводственных издержек.
- Четвертое. Это, по-моему, тоже всем понятно, самый яркий индикатор того, как мы работаем, это наша производительность труда. Скажу вам, что в космической отрасли мы умудрились отстать от американцев в 9 раз по производительности труда. Поэтому задача, которая формулируется сегодня, повысить производительность в 1,5 раза – это ни о чем. Это вообще не амбициозная задача. Мы по-прежнему будем плестись за сильными мира сего. И задачу надо ставить иным образом и отрабатывать всю дорожную карту, как перейти к этому кратному повышению производительности труда.
- Ну и наконец, реализация комплекса мер по укреплению кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса. Это вообще вопрос вопросов. Потому что можно закупить любые станки, но без людей поднять промышленность невозможно. У нас сегодня практически нет среднего возраста промышленности. Эти люде в начале 90-х годов покинули производство, ушли в бизнес, уехали. У нас есть сегодня молодежь и есть ветераны производства. Между ними большой разрыв. Поэтому огромная задача сегодня срастить эти поколения и уметь создать ситуацию для передачи вот этого поколенческого опыта. В том числе в обладании технологиями и традициями производства.
В этом плане крайне важно поддерживать любые инициативы, которые связаны с объединением нашей молодежи по профессиональному принципу. Начиная от совета молодых конструкторов до создания инженерных сообществ. Важно сделать так, чтобы все понимали, что инженер – это главная профессия в нашей стране.
Спасибо.