Д.В. Мантуров:
Спасибо большое! У нас следующее выступление Государственной Думы, председателя комитета Собко Сергея Васильевича, профильного комитета по промышленности, который очень тесно с нами взаимодействует. Пожалуйста, Сергей Васильевич.
С.В. Собко:
Спасибо большое, Денис Валентинович! Уважаемые товарищи!
Сегодня мероприятие эпохальное по форме и по содержанию, поскольку, вы знаете, в космонавтике есть такое понятие, как обратный отсчет, когда долго-долго готовят какое-то изделие, например, ракету. Приготовили, привезли, поставили счетчик до старта: 3, 2, 1 – ракета пошла, и начинается уже, если это пилотируемый полет, очень-очень быстрая и кропотливая работа космонавта.
Я считаю, что для Министерства промышленности, для всей промышленности нашей страны, да и для всей страны в целом – 2014 год стал точкой отсчета.
Готовились-готовились, приняли закон о промышленной политике, тут же началась работа с нормативно-правовыми актами, и, я уверен, к 1 июля 2015 г. все необходимые дополнительные законы и постановления Правительства будут подготовлены. Но дальше начинается очень кропотливая работа для всех для нас.
Сейчас ко 2-му чтению подготовлен закон о стандартизации. И мы все должны понимать и знать, что есть определенные силы у нас в стране, которые всякими разными способами, не обозначая себя, пытаются торпедировать понятие стандартизации, ссылаясь на различный зарубежный опыт. Немножко, как мне кажется, не понимая того, что нет ни одной страны, от самой демократичной Америки до юго-восточной Азии и Японии, где понятие «стандартизация» отсутствовало бы.
Мы прошли тот период, когда нам пытались сказать, что только техническое регулирование останется, а стандарты должны исчезнуть. После этого будут Трансваль-парки падать, Останкинские башни гореть и т.д. Поэтому сейчас мы возвращаемся в рамки здравого смысла. И с 8-го захода через все структуры, согласующие этот проект, – закон, я надеюсь, в весеннюю сессию будет принят.
Чего явно не хватает? Сегодня уже затрагивалась эта тема. Я бы не хотел повторяться, и Аркадий Владимирович, и Владимир Игоревич, и Михаил Анатольевич уже многие вопросы осветили. Я полностью коллег поддерживаю. Но! Не хватает пропаганды нашей работы! Мы же делаем это не для самих себя.
Сегодня у меня была встреча с большой тульской делегацией: Дни Тулы в Госдуме. Все, кто относится к промышленности, начиная с вице-губернатора, Министра промышленности и предпринимателей были там. Но когда им задаешь вопрос по поводу инвестиционного контракта, по поводу каких-то преференций и так далее – какая-то растерянность. Конечно, читайте документы. Это профессионально их недочет. Народ ждет от нас чего? У нас есть РБК, у нас есть 224 и так далее. Про космос мы видим, про авиацию мы видим, про работу промышленности – в целом. А в отношении каких-то примеров, ориентиров явно не дорабатываем. Давайте на эту тему подумаем. Безусловно, импортозамещение важно! Госпрограммы не будут останавливаться, мы с Вами свои замечания от комитета по промышленности делали. Не всегда индикаторы совпадают с подпрограммами, т.е. нам тут еще работать и работать.
То, что касается кадров, мне хотелось бы особо отметить. Примерно неделю назад мы с вице-Премьером Рогозиным, по его предложению, с группой депутатов летали на космодром Восточный. Много там разговоров всяких было, что там, как там и т.д. Но я хочу передать свои впечатления. У меня было 2 бессонных суток, потому что ночь летели туда и смотрели на нашу бескрайнюю родину, осознавая, что ее нужно не только осваивать, но еще и защитить нужно. Потом прилетели туда, тут же на вертолеты и на площадку. Там в тайге город новый возникает. Давно не видел такого, чтобы у нас в стране возникал целый город. Сама площадка… Ну как вам сказать: такое впечатление, как будто я хронику первых пятилеток посмотрел. Круглосуточная работа, студенческие отряды на инфраструктуре, специалисты на ответственных объектах: днем варят аргон, ночью рентген проверяют, все идет все кипит, все бурлит. Если говорить о производительности труда, нам нужно брать такие примеры и переносить на другие отрасли, на всю промышленность. Без диверсификации мы ничего не сделаем. Как сегодня уже говорилось: хорошо, мы сейчас практически полностью обеспечиваем военно-промышленный комплекс. Но мы же не будем ввязываться в гонку вооружений, нам не нужно до бесконечности производить танки, ракеты, самолеты. Значит, какое-то количество будет произведено и часть будет переоснащена, а потом организации, занимавшиеся этим и разогнавшие свой маховик, вдруг встанут у края обрыва. Что им делать дальше? Понятно, что можно использовать чипы в электронной промышленности, начнем производить телефонные карты, какие-нибудь пенсионные, карточки для проезда в метро. Но друзья мои, одними чипами и электроникой невозможно ограничиться. А дальше что? Если мы не будем уделять внимание разработке, инженерной, конструкторской проработке тех изделий,
которые необходимы нам в быту, то куда мы этот чип денем? Поэтому нам нужно обязательно на это обращать внимание.
Когда мы были в Благовещенске, конечно, большое впечатление произвел Космодром, но не меньшее впечатление на меня произвела студенческая конференция в Амурском государственном университете, где ребята представляли свои научные работы по космической тематике. Это такое ощущение, когда видишь целый зал молодых студентов с горящими глазами, интересные работы. Наградили их, сказали им хорошие слова. Вот это начало начал! Потому что без кадров, как мы с вами понимаем, техника мертва. Кадры без модернизации тоже вряд ли что-то делают вручную. Вот это сочетание нам необходимо иметь в виду на ближайшее время.
Хочется сказать хорошие добрые слова. Я надеюсь, мы продолжим в таком же активном ежедневном режиме, как это уже сложилось и стало хорошей традицией в работе с Минпромторгом (я имею в виду депутатский корпус). Но, тем не менее, есть объективные причины наличия недоработок в Министерстве промышленности и торговли. Представьте: 24 министерства, из них 7 оборонных, объединить в один пункт. Я иногда поражаюсь и завидую: как всем этим можно руководить? Но при этом те проблемы, которые у нас возникают, никуда не уходят. Если у нас есть промышленность – за промышленность должна отвечать единая организация: министерство промышленности. Может быть, не деталями заниматься, пусть деталями занимаются отдельные организации: госкорпорации, ОАО и т.д.
Но политика промышленная должна быть.
Если мы сейчас развиваемся, нужны скоростные магистрали. Вот В.А. Гапанович здесь присутствует. Недавно на научно-техническом совете РАО ЖД тоже обсуждалась тема импортозамещения. Многое делается. Но в верхней Пышме собираются строить завод с нуля. Сименсом для электричек. Не для поездов дальнего следования, как Сапсан, а для поездов «образца» Ласточки. Вроде бы хорошо, сейчас нужны современные электрички. Недавно мы были свидетелями проблемы, когда пришлось останавливать электрички. Потом Президент опять вмешался: как люди будут ездить и т.д. Потому что дорого, потому что у регионов не хватает денег субсидировать железную дорогу. Под Москвой есть Демиховский завод, который разработал два поезда ЭД-4М и ЭД-6, которые по параметрам превосходят сименсовские поезда. Но только сименсовский поезд стоит миллиард 123 миллиона рублей, а в Демихово 350 миллионов. Так почему не будет дорожать ж/д, если мы платим почти в 4 раза дороже?
Слава Богу, мы знаем, что такое Мистрали, тоже помогли французам, давайте Сименс загрузим. А Сименс под государством, это не маленькая частная компания и что там г-жа Меркель завтра придумает.
И почему мы говорим об импортозамещении? Если наш завод имеет готовый поезд, и единственное, что говорят заслуженные деятели, лауреаты государственных премий: зачем для электрички 160 км/ч скорость, давайте 120 сделаем. Понятно, если дальнобойный какой-то поезд. Но если это электричка Москва-Петушки, которая следует со всеми остановками, то где она может развивать скорость 160 км/ч? Давайте на это обращать внимание. Сейчас скажут: ну это же РАО ЖД, а это Минпромторг. Но мы же в своей стране, мы же граждане, есть руководители регионов, есть исполнительная власть. Давайте вот такие вещи все-таки приводить в порядок, по-моему, это совершенно естественно.
Ещё раз скажу: Минпромторг работает, на мой взгляд, хорошо. Раньше было принято говорить удавлетворительно, но я не побоюсь слова хорошо. Команда очень сплочённая, молодая, поэтому я желаю, чтобы сил хватило дальше идти в таком ритме. Мы со своей стороны законодателей будем поддерживать во всех начинаниях. Тем более, у нас создался очень хороший дружный коллектив, направленный на решение задач страны. Я согласен с Дмитрием Олеговичем и с многими коллегами, с которыми обсуждали эту тему: совершенно нельзя уйти от того, что мы говорим про импортозамещение. Нам ни в коем случае нельзя повторять ошибки Советского Союза. Когда мы гонялись за западными странами и у нас работал на это ГКНТ СВР и можно перечислять по списку. Они никогда не собирались, не хотели и не захотят продавать нам технологии…. Был Джексон-Вэник, потом Магнитский, потом Украина, потом еще что-нибудь придумают. Но даже Опель не продали, хотя немцы говорят, что всякая машина через 3 года превращается в Опель. Исходя из этого, уже можно понять, как они относятся к этой модели. Но даже Опель Сбербанку не продали при очень выгодном предложении, потому что там технологии, а в Россию технологию они не пустят. Значит, нам что нужно делать? Первый в мире лифт, считается, создал Отис в 1795 году, и весь мир так считает. Но только на 59 лет раньше его создал Иван Петрович Кулибин на паровом приводе. Первая формула подъемной силы крыла – Жуковский, первый вертолет – Сикорский. Вертолет на соосном противоходе винтов – модель-то М.В. Ломоносова! Гребной винт, опять таки, – Неждановский. Первый парашют–Котельников, первый мобильный телефон в Советском Союзе появился еще с диском, идея с Интернетом – опять академик Глушков. Но почему же мы упускаем все из рук-то? Я это говорю только для того, что мы сейчас должны понимать: земля русская не оскудела умами. Когда смотришь на массу предложений, в частности, которые поступают к нам в Комитет по промышленности, 80% из них – сумасшествие, но 20% прекрасные идеи. И эти идеи не знают, куда податься, потому что они не защищены. Нам нужно создать какую-то структуру, куда эти люди могут приходить: ведь это же потомки и последователи тех людей, которых я перечислил. Они создали весь мир! мы бы до сих пор, наверно, на этих на колесах на пароходах ездили, если бы Неждановский не изобрел гребной винт и так далее. Давайте мы на эту тему подумаем. У меня к Министерству промышленности просто товарищеское предложение: давайте мы отдельно соберемся и подумаем, что нужно сделать. Если мы опять будем гоняться за западом – мы на шаг вперед, а они на 2. Мы должны думать на 5-10 лет вперед и тогда к тому времени, как они туда дойдут, мы уже будем там! Вот как сказал Пришвин: и тогда победа будет за нами! Спасибо.