Резвицкий И. И.

Мировая война и поиски идеи свободы в философии Н. Бердяева

Проблема свободы – центральная проблема философии Николая Бердяева, разработкой которой он занимался всю жизнь. Но на ее осуществление значительное влияние оказала мировая война. В работе «Судьба России» он писал, что война обнаружила кризис русского мышления, сосредоточенного на готовых схемах в осмыслении русской истории. Поэтому, по его мнению, «нужно начать мыслить не по готовым схемам, не применять традиционные категории, а мыслить творчески над раскрывающейся трагедией мировой истории» [1]. Но само творческое мышление, считал Н. Бердяев, – это свободное мышление. Поэтому проблема свободы выходит в его теории на первое место нового мышления.

Вообще, проблема свободы у Н. Бердяева имеет более широкое значение, являясь первоосновой всего бытия. Это – некое изначальное состояние бытия, изначальная онтологическая реальность, обуславливающая все существующее. Даже Бог действует в своем творчестве через свободу. Как объясняет сам Н. Бердяев, «свобода есть иррациональная тайна бытия» [2].

В поисках сути свободы Н. Бердяев прошел длительный и противоречивый путь, двигаясь первоначально от марксистского понимания свободы как «познанной необходимости» к ее религиозному пониманию. «Свобода, – утверждал он, – есть категория духовно-религиозная, а не натуралистически-метафизическая» [3]. Сама свобода – безосновна, есть первичная данность, рожденная в бездне бытия.

Идея свободы пронизывает все творчество Н. Бердяева. Она не покидает его творчество до конца его жизни. Сам он признавался: «В сущности, я всю жизнь ищу философию свободы, стараясь ее усовершенствовать и дополнить» [4].

В конечном счете, свобода предстала у него не как «свобода воли», не как «возможность выбора», а как внутренняя творческая сила, идущая изнутри. В связи с этим он пишет: «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла» [5].

Со свободой связана вся персоналистическая концепция человека у Н. Бердяева. Она построена на идее движения человека от «объективации» через «свободу» к «творчеству». Отсюда «объективация – свобода – творчество» составляют три этапа в состоянии человека в мире.

В своем предметном бытии, в мире объектов, человек захвачен необходимостью и, поэтому отчужден от себя, теряет себя как дух и оказывается в силу этого в рабстве. Высшая степень объективации – власть «машины» над человеком.

Здесь Н. Бердяев разворачивает проблему «человек-техника», которая органически вплетена в его персоналистическую концепцию человека.

Только через творчество человек может вырваться из отчуждения в объективации и обрести себя как дух. Но сам этот путь человека к себе лежит через свободу. Способность человека к творчеству, в конечном счете, задана человеку Богом, но может быть реализована человеком в условиях свободы.

Сама свобода выступила у Н. Бердяева в итоге не как «застывшая» категория, заключенная в «выборе возможностей», ставящего человека перед внешним миром, а как собственная сила, включающая его внутрь мира, действующая изнутри жизни; есть духовное движение человека.

Наконец, свобода у Н. Бердяева – это трагическая категория. Он пишет, что свобода трудна; есть «тяжелое бремя», порождающее страдание. Но именно страдание дает духовную жизнь человеку. Он утверждает: «Я страдаю, значит, я существую» [6].

В общем, мировая война, открывшая кризис русского сознания, сосредоточенного на «монизме мышления», побудила Н. Бердяева к поиску путей его реформирования на основе выработки нового понимания свободы мышления. Идя по этому пути, он скорректировал свою концепцию свободы, провозгласившей человека как творца бытия. Многие моменты его концепции свободы сохраняют свое современное значение.

Литература

1. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1918. С. 47.

2. Бердяев Н. Диалектика божественного и человеческого. – М., 2003. С. 129.

3. Бердяев Н. Диалектика божественного и человеческого. – М., 2003. С. 127.

4. Бердяев Н. Самопознание. – М., 1991. С. 56.

5. Бердяев Н. Самопознание. – М., 1991. С. 61.

6. Бердяев Н. Диалектика божественного и человеческого. – М., 2003. С. 394.