Семёнова Л. Н.

Влияние Первой мировой войны на школьную жизнь, сознание детей и народных учителей

1914 год российское учительство встречало с большим энтузиазмом и глубокой верой в свои организующие силы. В прошедших учительских съездах они находили для себя «источник живой воды и указания, какая работа стоит ... на очереди» [11, с. 2]. В резолюциях съездов говорилось о необходимости воспитания свободной творческой личности, о том, что «воспитать свободного и способного разумно пользоваться свободой человека может только тот, кто сам свободен»[2, с. 4]. На страницах педагогических журналов учителя обсуждали, что есть педагогика – наука или искусство. В этом обсуждении учитель представлялся как художник, деятельность которого сочетает в себе искусство и науку. Высказывались мысли о свободе школы, о роли местного населения в её развитии.

С началом Первой мировой войны встала задача оградить культурное достояние страны – школу и дело всеобщего начального обучения – от разрушительного и пагубного влияния войны. К этой работе как «священной обязанности» общественность призывала, в первую очередь, земства [10, c. 3]. Народным учителям предстояло взвесить и учесть степень влияния войны на детские души. В журнале «Народный учитель» была опубликована анкета, состоящая из 12 вопросов, половина которых касалась морально-психологического состояния школьников в условиях военного времени и влиянии войны на их сознание:

III. Отразилась ли вообще война на умственных интересах и душевном настроении учащихся?

V. В чём выражалось и выражается повышенное душевное настроение детей разных отделений?

VI. Есть ли различие в отношении к войне со стороны мальчиков и со стороны девочек? В чём сказывается различие?

VIII. Заметно ли влияние войны на чтение книг библиотеки? И какие именно книги пользуются по связи с войной наибольшим спросом?

IX. Есть ли школьники совершенно равнодушные к войне? Сколько приблизительно? [6, с. 9].

Автор анкеты Е. Звягинцев признаёт очевидным влияние войны на детскую душу. Во вступительной статье к анкете он пишет: «Везде в большей или меньшей мере нарушен уклад повседневной жизни. Наши дети очутились обвеянными новыми настроениями, их воображение приковано к исключительным фактам, их мысль встревожена сложными вопросами... Для воспитателя – момент чрезвычайно серьёзный, диктующий ему сугубое бережное внимание к проявлениям детской воли, детского чувства и ума» [6, с. 9].

Журнал «Народный учитель» не обошёл вниманием и проблему влияния войны на самих учителей. Анкета «Война и народный учитель» включала следующие вопросы:

- Как отразился уход учителей на фронт на школе?

- Какие изменения произошли в отношении населения к школе в связи с войной?

- Принимают ли учителя в каких-либо организациях на помощь раненым и семьям запасных?

- Что могут сказать учителя о переживаниях детей, вызванных войной? [13, с. 10].

В условиях затягивающейся войны вновь и вновь поднимался вопрос о роли учительства и школы. Ответ был однозначным − усиление воспитательной функции школы и учителя: «Нужно, чтобы среди горя и отчаяния раздавалось разумное, бодрящее, организующее живое слово. Там, где учитель является чуть ли не единственным представителем интеллигенции, это слово должно принадлежать ему... Учительство... в целом есть нервная система народа и его мозг... Для учительства дело текущего момента – организовывать и усиливать тыл боевой армии, укреплять корни народного самочувствия» [6, с. 2]. «Именно теперь педагоги не должны забывать.., что любовь к родине,.. вещь прекрасная, ... не должны забывать они и того, что взрыв истинного патриотизма преобразил нашу жизнь и вызвал самопожертвования и жажду взаимопомощи» [10, с. 74]. Учителей призывали укреплять и зорко следить за воспитанием народного духа.

На протяжении всей войны в педагогических журналах «Народное образование», «Народный учитель», «Русская школа» учителя писали о том, как изменилась школьная жизнь в условиях войны, как война отразилась на учебном процессе, какое участие в помощи армии и фронту принимают дети и взрослые, какими чувствами проникнута повседневная жизнь населения. Практически всё, о чём писали учителя, было ответом на вопросы, поставленные журналом «Народный учитель» [4].

С целью исключения отрицательного воздействия войны на детей и организации воспитательного противодействия этому вредному влиянию в журнале «Русская школа» был опубликован обстоятельный опросный лист для учителей. Результаты анкетирования должны были выявить условия и для решения второй задачи − использование войны как положительного фактора воспитания и образования [1, с. 92-94]. На протяжении всей войны в рубрике «Дети и война» журнал публиковал материалы учителей о различных проявлениях войны в жизни и сознании детей. Наиболее ярко мироощущение войны отражалось в письмах детей на фронт. Они обращались к Богу с молитвой, чтобы «солдатика» не убили.

В 1916 году через 20 месяцев после начала войны на страницах этого же журнала учитель Т. Егоров опубликовал детские ответы на вопрос «Что я думаю теперь о войне». В своих ответах учащиеся 10-12 лет, как и такие же дети четырнадцатого и пятнадцатого года, писали о надежде на скорый мир, необходимости довести войну до победного конца, высказывали надежды на лучшее. Прежнего воинственного духа уже нет. В основном, жалость, сострадание к участникам войны, их семьям, беженцам, вообще к жертвам войны: «Нашим солдатам очень плохо на войне, но они победят врага». «Я очень рад был бы мирному времени, потому что уже надоели эти слёзы баб, у которых мужья на войне. Каждый день дожидаюсь, не придёт ли весточка о мире». «Трудно жить стало: всё дорого и некому работать. Но это ничего, только бы победить. Как бы я рад был, когда бы окончилась война. Пришёл бы отец, и заживём по-прежнему. Каждый день дожидаю миру с победой над врагом» [5, с. 4-5].

В городах, где собирались отряды новобранцев и проводилось военное обучение солдат, дети стихийно организовывались в отряды, в которых каждый был и участником, и организатором. Они вооружались самодельным игрушечным оружием. Из тонких досок дети вырезали шашки, кинжалы, браунинги, казачьи длинные заострённые пики. С этим оружием дети устраивали сражения, которые порой заканчивались смертельным исходом. В городах и деревнях игра в войну превратилась в массовую. В «сражениях» участвовали и мальчики, и девочки, играя роли воинов противоборствующих сторон, командиров, разведчиков, санитаров и сестёр милосердия. Дети всех возрастов стремились попасть на войну. Старшие подростки бежали на фронт. Их возвращали, но они опять оказывались на фронте, проявляя чудеса героизма и отваги, граничащих с безрассудством, о чём писали солдаты и офицеры – участники боевых сражений [8].

В этих условиях необходимо было взвесить и учесть всё влияние войны на детей. На страницах педагогических журналов народные учителя и общественные деятели призывали, в первую очередь, ослабить пагубное влияние войны на психику детей, отвлечь их от военных событий. Некоторые предлагали запретить детям читать о войне. К этому призывали и резолюции Петроградского педагогического общества.

В повседневную школьную жизнь война вошла через жаркие обсуждения событий на фронте у географической карты, школьные сочинения «Что я думаю о войне», вечерние посиделки по изготовлению и шитью подарков для солдат с пением народных и патриотических песен.

Одним из средств воздействия на сознание детей и их родителей, была культурная жизнь, приспособленная к военному времени. Во внешкольной деятельности народные учителя широко использовали народные чтения, главной темой которых была «Война». Во вступительной статье «К Победе» Орест Смирнов, редактор журнала «Народный учитель» призывал к открытию культурно-просветительских организаций, народных чтений и библиотек, кружков молодёжи, обществ образования и попечения о детях, народных клубов и домов [12, с. 2]. Именно внешкольному образованию, по мнению О. Смирнова, должно быть уделено главное внимание учительства.

На протяжении всей войны в сознании взрослых и детей сохранялась уверенность, что необходимо довести войну до победного конца. Однако, говоря о возможности и желательности войны в будущем, большинство ответов учащихся сводилось к одному: «Какая бы ни была польза от войны, воевать не нужно. Нужно помнить заповедь – «Не убий», и не забывать, что человек дороже всего на свете, что всем хочется жить» [3, с. 5-6]. В народе воспитывалось сознание того, что военные неудачи лишь временное явление, и что нельзя им поддаваться. С 1916 года на страницах педагогических журналов всё чаще звучали надежды на лучшее будущее для себя, семьи, страны. Перед учителями ставилась задача подготовить население к решению тех задач, которые встанут после войны. И для того, чтобы подрастающее поколение активно включилось в строительство нового общества, демократической общественностью был поставлен вопрос о необходимости создания ученических организаций: «Идущие с нами и за нами молодые поколения должны взять в свои юные смелые, крепкие руки наши знамёна, знамёна революционной России и под их сенью строить, укреплять новую жизнь на развалинах изжитого, на пепелище старого» [14, с. 57].

Литература

1. Анкета по вопросу об отношении детей к войне и о влиянии войны на детей // Русская школа. –1914. – Кн. № 12. – С. 92–94.

2. Вахтеров В. Свобода учительского творчества // Народный учитель. – 1914. – № 1. – С.3–4.

3. Горный Владимир. Война и дети // Народный учитель. – 1916. – № 14. – С.5–6.

4. Егоров Т.Г. Что думают дети о войне // Народный учитель. – 1915. – № 7. – С.5-8; Чистяков В. Война в переживаниях деревенских детей // Народный учитель. – 1915. – № 8. – С.4–7; Левитин С. Дети и война // Русская школа. – 1915. – № 5–6. – С. 82–101; Левитин С. Крестьянские дети и война // Русская школа. – 1915. – № 9–10. – С. 68–97; Учительница. Отражение войны в жизни школы // Русская школа. – 1915. – № 11. – С.42-53; №12. – С.1–16; Зенов Ф. Война и дети // Народное образование. – 1914. – Кн. 12. – С. 481–496.

5. Егоров, Т. Деревенские дети о войне (Из опыта одной анкеты) // Народный учитель. – 1916. № 11. – С.3–5.

6. Звягинцев Е. Война и школьники. Анкета // Народный учитель. – 1914. – № 22-23. – С.9.

7. Золотарёв С. Очередные задачи учительства // Народный учитель. – 1914. – № 30. – С.1–3.

8. Окунев Я. Дети на войне (из боевых впечатлений) // Русская школа. – 1917. – № 5-8. – С.1-6.

9. Педагогическая хроника // Русская школа. – 1914. – № 11. – С.71–74.

10. Смирнов О. Война народов // Народный учитель. – 1914. – № 21. – С. 3–4.

11. Смирнов О.Н. Истекший год в жизни народной школы // Народный учитель. – 1914. – № 1. – С. 1–2.

12. Смирнов О. К Победе // Народный учитель. – 1915. – № 17. – С. 1–2.

13. Смирнов, Орест. Анкета «Война и народный учитель» // Народный учитель. – 1914. – № 24. – С. 9–11.

14. Ученические организации // Русская школа. – 1917. – № 2-4. – С.57–72.

Связанные материалы
Последние материалы