Левин В. И.
Законодательная и исполнительная власти в годы Первой мировой войны
Последняя в истории самодержавной России, Четвертая Государственная Дума работала с 15 декабря 1912 по 27 февраля 1917 г. Выборы в Четвертую Государственную думу незначительно изменили ее состав. Были сохранены два большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское. В это же время организационно оформилась новая партия – прогрессистов, которая выступала за конституционно-монархический государственный строй, расширение прав Государственной Думы и ответственность министров перед ней. Время её работы пришлось на I Мировую войну. В первые месяцы войны все слои общества поддержали правительство. Политические партии, в том числе либералы, выступили за войну до победного конца и проголосовали в Думе за предоставление военных кредитов. Воздержались лишь трудовики и социал-демократы. Начало войны вынудило правительство к принятию ряда чрезвычайных правовых мер, приспосабливавших государственное устройство России к военным условиям.
Для урегулирования межведомственного управления создавались Особые совещания. До середины 1915 г. царизм опирался на сложившийся аппарат министерств. Одновременно стали создаваться отраслевые комитеты, в состав которых входили и представители буржуазии. В июле–августе 1914 г. состоялись съезды представителей земских и городских организаций, которые образовали соответственно Земский и Городской союзы (Земгор). Эти общественные организации буржуазии ставили задачу помощи раненым, беженцам, поставки медикаментов и т.д. Они имели исполнительные органы, губернские, уездные и городские комитеты. Постепенно их функции усложнялись, а деятельность активизировалась. Они получили права юридических лиц, объединяли деятельность мелкой промышленности и сыграли известную роль в объединении буржуазии.
Весной 1915 г. отношения царизма и буржуазии обострились. Используя военные неудачи, развал хозяйства, буржуазия усилила требования о введении в стране конституционной монархии. В попытках добиться от императора согласия на уступки общественным требованиям министрам пришлось пойти на беспрецедентный в истории государственного управления в России шаг – написание коллективного письма от имени большинства министров на имя Николая II о разногласиях с председателем Совета министров. Другим побудительным мотивом обращения к императору стало принятие летом 1915 г. Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего. Они опасались, что его отъезд в Ставку приведет к изоляции императора от общественного мнения, Думы и собственного правительства.
Царь сместил ряд министров, в том числе – военного, но отставки кабинета в полном составе добиться не удалось. Неудовлетворительное положение в промышленности, перебои в снабжении вооруженных сил вынудили самодержавие привлечь к решению этой задачи буржуазию. Создается общероссийская организация – военно-промышленные комитеты. Закон от 27 августа 1915 г. предоставил военно-промышленным комитетам функции помощи правительственным учреждениям в снабжении армии и флота всем необходимым.
В августе 1915 года в Думе по инициативе кадетов впервые образовалось оппозиционное большинство — Прогрессивный блок, объединявший либералов различных направлений, а также умеренных правых, возглавленный левым октябристом С.И. Шидловским и умеренным правым В.В. Шульгиным при фактическом руководстве кадета П.Н. Милюкова. Программа Прогрессивного блока была направлена на незамедлительный выход из кризиса. Главным условием было смена правительства. Блок добивался создания коалиционного, смешанного кабинета, состоящего из представителей правительства и лидеров политических партий. Вновь образованное правительство должно было быть ответственным перед императором. Созданием этого блока либеральная оппозиция пыталась спасти самодержавие. Прогрессивный блок требовал образовать правительство общественного доверия. Однако Николай II, окончательно связавший себя с правыми, не только отказался от политики реформ, но и вообще продемонстрировал отсутствие четкой политической и экономической программы. Углубление кризиса власти, «распутинщина», министерская чехарда (за два с половиной года войны сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел и т.д.), военные поражения и нарастание экономических трудностей привели к недовольству политикой царя даже в его ближайшем окружении
Император остался глух. Он предпочел борьбу с Думой. 26 июля 1915 года был объявлен «перерыв» в работе Думы. Так закончился «первый штурм власти», как назвал августовский кризис 1915 г. лидер кадетов П.Н. Милюков. Сессия Государственной Думы впервые за ее историю была отсрочена без точного указания срока созыва, запрещены съезды Городского и Земского союзов, намеченные на 5 декабря 1915 г. Эти действия властей еще более усилили оппозиционные настроения и предопределили грядущую конфронтацию власти и общества.
1916 г., последний предреволюционный, стал периодом нарастания противостояния между исполнительной и законодательной властью. Было ясно, что примирение невозможно. Ситуация усугублялась тем, что император, постоянно находившийся в Ставке, фактически отстранился от вопросов управления государством, передав регулирующие функции императрице, к которой министры ездили с докладами о состоянии дел. И без того невысокий авторитет верховной власти, сосредоточенной теперь в руках государыни-немки, начал резко падать.
Кульминацией придворной политики этого периода, идущей вразрез с настроениями общества, стало назначение в январе 1916 г. на пост премьер- министра германофила, немца по национальности Б.В. Штюрмера, что в условиях войны с Германией казалось, по меньшей мере, странным. Этого назначения было достаточно, чтобы понять глубину пропасти, возникшей между двором и общественными кругами. Принимая на себя обязанности премьер-министра, Штюрмер в беседе с представителями печати обещал, что правительство сумеет найти общий язык с Думой. Для поддержки нового премьера и демонстрации готовности к диалогу с Думой, в день открытия февральской 1916 г. сессии Государственной Думы произошло беспрецедентное событие: в Думу первый и последний раз явился император. Это был совершенно формальный акт. Дальше заверения в любви и преданности императору дело не пошло. Объяснение простое: за период существования нижней палаты практики общения и диалога с императором не сложилось, и сложиться не могло. Общение ограничивалось, в одном случае приветственными телеграммами, в другом – указом о роспуске на очередной перерыв.
В 1916 г. в связи с ухудшением положения на фронте антиправительственные настроения усилились. 1 ноября начала работу очередная сессия Думы. Правительство не озаботилось, чтобы подготовиться к встрече с Думой и ради совместной работы хоть как-то скорректировать состав правительства. В своей знаменитой речи, состоявшейся в этот день, Милюков перечислил все шаги правительства, возбуждающие общественное недовольство, поименно перечислив членов придворного кружка, возглавляемого императрицей, ответственных за эту бездумную политику. Милюков, фактически, обвинил правительство Штюрмера в измене, подготовке сепаратного мира с Германией. Прозвучал намек на особую роль в этом деле императрицы Александры Федоровны. Каждая обвинительная фраза его речи оканчивалась вопросом «Глупость это или измена?»
Речь П.Н. Милюкова произвела эффект разорвавшейся бомбы и стала, своего рода, парламентским сигналом к штурмовой атаке. Речь Милюкова была запрещена для печати, что сделало ей невероятную рекламу. В феврале 1917 г. активизировались революционные выступления. 26 февраля после разгона демонстрации царское правительство объявило о роспуске Думы. Но уже утром 27 февраля царское правительство было низложено, революция победила. Приходится констатировать, что Николай II так и не сумел преодолеть в себе собственную инерцию и недоверие новому политическому институту – Государственной Думе. Это вело к всё большей изоляции императора от общества, доверие к главе государства неуклонно падало и в результате, по наблюдению Н.А. Бердяева, «монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников» [9, с. 109].
Литература
1. Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи 1906–1917 гг.: Историко-правовой очерк. – М.: Книга и бизнес, 1998. – 624 с.
2. Дубровин Денис Александрович Либеральная альтернатива общественного развития России в начале XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук Спец. 07.00.02 /Дубровин Денис Александрович; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М., 2000. – 28 с.
3. Ежов М.В., Ежова Г.В. История государственного управления и государственной службы России. Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. - 240 с.
4. Государственность России: идеи, люди, символы / Сост., науч. ред. Р. Г. Пихоя. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. – 447 с.
5. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. – М., 1995.
6. Коржихина Т.П., Сенин А. С. История российской государственности. – М., 1995.
7. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. С. 109.