Бисько И. А.
Отражение событий Первой мировой войны в литературных произведениях современников
Предварительно заметим, что наша отечественная литература 1914-1918 гг. обнаруживает отклики на начало войны в поэтическом слове, отразив ее особые черты, обращая подчёркнутое внимание на состояние человека на войне. Примечательно, что Первая мировая война нашла отражение в творчестве почти всех поэтов Серебряного века [3].
При этом следует признать, что в биографиях почти всех писателей начала XX века есть раздел, так или иначе касающийся их отношения к войне. Соответственно, имеют место подобные разделы и в истории литературных объединений этого периода. Обычно, речь идет о войне как политическом явлении, суть которого писателю или поэту следовало бы «понимать» или «не понимать». Что касается идейного разграничения литературных течений, то следует подчеркнуть, что оно заставляло историков литературы долгие годы утверждать, что, к примеру, акмеисты «воспевали войну» (хотя С. Городецкий, например, написал стихи о зверствах турок в Армении), а писатели демократического направления- нарастание общенародного протеста против войны (но это, вряд ли можно считать характерной чертой , например, военной прозы А. Куприна). В упрощённых оценках военных событий можно усмотреть, прежде всего, недооценку сложности духовной жизни, специфики военного времени. Приходится признать, что 19 июля 1914 г. началась война с Германией, где отдыхали, жили и учились тысячи российских граждан (только в Берлине находились тогда свыше 50 тысяч русских). Более миллиона россиян, получив оружие, пошли на войну с этой страной. В первые дни войны для многих творческих людей главным стал вопрос об отношении к войне, о положении художника и его позиции к сути войны. Следует ли ему молчать, как полагала З. Гиппиус, или бить в набат, как утверждал Л. Андреев? Должен ли он успокаивать читателя или успокоиться самому, не проявляя активного вмешательства в происходящие события? Подобную нравственную позицию оценивал Д. Мережковский, подчёркивая, что уйти от войны — быть может, гораздо больший грех, чем вместе со всеми участвовать в ней. Анализ литературных источников начала войны обнаруживает, что позиция единства со своим народом, способствуя тем самым укреплению его духа и веры, избегая роли стороннего наблюдателя, и никогда не поддерживая лозунг поражения своего правительства символизирует гражданское кредо числа большинства литераторов. Это чувствуется в первых поэтических откликах и публицистических статьях. Первая мировая война в который раз в истории литературы вновь заострила проблему соотношения поэта и гражданина. Предпринятый анализ литературных источников начала войны (Л. Андреева, В. Брюсова, М. Волошина, З. Гиппиус, Д. Мережковского, А. Чеботаревской и других) в сопоставлении с поэзией первых месяцев войны позволяет сделать вывод о том, что отечественная литература о войне, выполняла свой долг перед обществом, способствуя его готовности к активным действиям. Можно утверждать, что гражданская поэзия этого периода стала индикатором общественного настроения в воюющей стране. С позиций настоящего времени, следует признать в литературе военного времени имеет место социальный заказ и эстетическое его осуществление. Принципиально важно увидеть в ней неразрешимое противостояние долга художника перед обществом и долга перед искусством глазами читателя эпохи мировой войны.
Имеющиеся в специальной литературе исследования общественно-литературного отзвука, инициированными статьями З. Гиппиус «В наши времена» и Л. Андреева «Пусть не молчат поэты», писательских ответов на анкеты «Литература и война» делает возможным уточнение особенностей к восприятия творчества этого периода. На примере публицистики и творчества В. Брюсова, М. Волошина, Ф. Сологуба, В. Маяковского и других. Так, А.И. Иванов аргументирует неправомерность политизированных клише в оценке позиции того или иного писателя, когда отношение к «империалистической» войне корректировалось будущим отношением к революции. Этот критик уделяет особое внимание морально-политическим аспектам проблемы «Писатель и война» [2]. Когда в стране отсутствовало так необходимое во время катастрофы сплочение нации, когда различные течения в общественном сознании раскалывали и без того разобщенное, конфронтационное российское общество, творческая интеллигенция, тем самым, могла бы способствовать объединению народа, и, соответственно, содействовать мобилизации общественного настроя на победу в войне.
Отдельные "белые пятна" в истории искусств, биографиях деятелей культуры, в справочниках и словарях обнаруживают довольно устойчивое представление о том, что Первая мировая война не оставила заметного следа в русской литературе, музыке и живописи. Возможно, объяснением подобного отсутствия памяти к русскому искусству военных лет исследователям литературы следует заняться более углублённо. Тщательное изучение творческого и жизненного пути того или иного деятеля культуры в контексте военных и послевоенных лет послужило бы преодолению жесткой идеологической зависимости, характерной для исследований 1920–1980-х годов об искусстве периода Первой мировой войны. Подчеркнём, что особенности восприятия войны художественной интеллигенцией является проблемой связанной с выявлением гражданской позиции русских мастеров искусства по отношению к начавшейся войне в Европе. Резкие и бесспорные штампы «пацифист», «ура-патриот» др., которые присваивались отдельным деятелям культуры, можно считать устаревшими. Разрешением этой проблемы может быть публикация дневников, архивных документов, что позволит реально проследить подлинное отношение творческой интеллигенции к трагедии мирового масштаба.
Можно согласиться с мнением исследователей М.Ю. Мягкова, К.А. Пахалюка о том, что в начальный период после окончания войны (1918–1923) чаще печатались журнальные статьи, посвященные отдельным наблюдениям или эпизодам военного времени. Для построения обобщённой точки зрения потребовалось значительное время. Отметим, что первой книжной публикацией о боевых действиях русской армии стали обработанные дневниковые записки журналиста М. К. Лемке, в которых он подробно описал деятельность Ставки Верховного главнокомандующего. Появление литературно-документальных материалов в печати происходило «волнами». Так, начальная волна публикационной активности имела место с 1924 г. (десятилетие Первой мировой войны) до начала 1930-х гг. Характерно, что за этот период были напечатаны 24 книги и статьи. В числе указанных публикаций следует назвать прежде всего объёмные и серьёзные мемуары таких участников событий Первой мировой войны, как А. А. Брусилов, В. Н. Войтолвский, В. А. Арамилев, Г. М. Чемоданов, А. А. Свечин и Д. П. Оськин и др. Справедливо утверждается их значительный вклад в общественную дискуссию о Первой мировой войне, развернувшуюся дискуссию в советские годы. Можно сделать вывод о том, что указанные авторы сумели обобщить полученный боевой опыт, отразить собственный взгляд на сложнейшие социальные процессы, завершившиеся торжеством социалистической революции, а также зачастую конкретизировать собственный путь, который привел их к ее признанию [1].
Естественно, взрыв войны не мог не отразиться в русской литературе. Русские писатели и поэты, так или иначе, откликнулись на это грандиозное событие. Многие из них приняли деятельное участие в боях, награждены боевыми наградами. На фронтах войны в качестве военных корреспондентов находились поэт Валерий Брюсов и писатель Алексей Николаевич Толстой. Настоящими фронтовиками Первой мировой войны были поэт Николай Гумилёв и писатель Александр Николаевич Степанов, что позволило им передать свои ощущения от войны в своих произведениях. Самое известное батальное стихотворение Н.Гумилева «Наступление» написано в первые недели пребывания в действующей армии. Были на фронте поэты Александр Блок и Сергей Есенин.
Оценивая в целом роль творческой интеллигенции в отражении событий Первой мировой войны, необходимо подчеркнуть, что часть деятелей культуры принимала непосредственное активное участие в этих событиях. Таков в целом анализ проблемы отражения событий Первой мировой войны в литературных произведениях современников.
Литература
1. Великая война: сто лет / Под ред. М.Ю. Мягкова, К.А. Пахалюка.- М.; СПб, 2014. С.206-236.
2. Иванов А.И. Первая мировая война и русская литература 1914-1918 гг.: этические и эстетические аспекты: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук.- М., 2005 [Электронный ресурс]. – URL: //http://cheloveknauka.com/pervaya-mirovaya-voyna-i-russkaya-literatura-1914-1918-gg-eticheskie-i-esteticheskie-aspekty#ixzz3FY5Iz94N.(дата обращения 08.10.2014).
3. Первая мировая война в художественной литературе : рекомендательный список литературы / МКУК ЦГБС, ЦГБ им. М. А. Шолохова, методико-библиографический отдел / Сост. И. А. Постнова; ред. Е. Н. Рагузина; отв. за вып. М. Г. Крайникова. - Камышин, 2014. - 24 с.